Когда подают кутью на похоронах. Блюда на поминальный стол. Что приготовить на поминки

Уход близкого человека — это всегда горе. Готовясь проводить покойного в последний путь, родные часто задаются вопросом о том, что готовят на поминки? Традиции поминальной трапезы православной семьи лаконичны и сдержанны.

Три кита православного поминального меню

Каноны православной веры предполагают несколько обязательных блюд на поминальном столе.

Каждое такое кушанье имеет ритуальное значение и подается в определенной последовательности. Думая, что приготовить на поминки, обязательно включите в меню следующие блюда:

  1. Кутья (сочиво, коливо или канун) — изначально каша из цельных зерен пшеницы, сдобренная медом, маком, орехами и изюмом. В современной жизни ее чаще варят из риса. Это блюдо практически неизменным дошло до нас из традиций поминовения усопших Византийских времен. Подают его первым. Принято каждому сидящему за столом перед началом трапезы в ладонь положить пригоршню кутьи. Есть ее надо с руки без помощи столовых приборов. Зерна кутьи символизируют воскрешение к вечной жизни, а мед и изюм — сладость духовного умиротворения пребывающих в царствии небесном.
  2. Блины перекочевали на православный поминальный стол из язычества. Они — олицетворение Солнца как символа возрождения.
  3. Кисель (овсяный, ржаной или пшеничный, непременно с молоком) — это аналогия молочных рек и кисельных берегов из потустороннего мира. Варят его густым и режут ножом. Подают кисель последним. Он завершает поминальный обед.

Традиционные поминальные блюда

В день погребения, после отпевания и кладбищенских обрядов, умершего принято поминать не только в храме, но и за общим столом, провожая его душу. Именно на 3-й день после преставления человека она впервые возносится к небесному престолу.

Кутья и кисель — главные блюда поминального стола

Священнослужители с пониманием относятся к стремлению близких за семейным столом помянуть новопреставленного. Но всегда подчеркивают, что поминальная трапеза должна обходиться без спиртного. Похороны — ритуал скорбный, душе умершего лучшей помощью является молитва, а не вино и водка.

Не важно, где планируется после похорон собрать родных и друзей усопшего, дома или в кафе.

Главное, чтобы яства на поминки были разнообразны, но лаконичны. Поминовение — не пиршество, а скорбное мероприятие.

Не стоит готовить то, что нужно есть руками — птицу, мясо на кости. Мясным блюдом могут стать котлеты или отбивные. Их подают каждому гостю индивидуально.

Рыбное блюдо может быть общим, его ставят на стол сервированным.

На поминках не принято объедаться. Поэтому порции должны быть скромными, а закуски разнообразными, но порционными. Мясное и рыбное ассорти лучше заменить канапе и бутербродами. Салаты можно сервировать в корзиночки из теста.

Напитки для поминального стола

Современный способ помянуть алкоголем церковью не приветствуется. Но отказ от спиртного на поминках в день похорон встречается крайне редко.

Если без выпивки можно обойтись, на стол ее лучше не ставить. А если поставили, то пусть ее не будет чрезмерно много.

Помимо вина и водки существует множество безалкогольных напитков, более уместных на православных поминовениях. Купленные в магазине соки и вода — лишь один из возможных вариантов.

Приготовьте домашний лимонад. Например, лимонно-имбирный. Вам понадобится 15 минут, 2 л воды, 4 лимона и по 50 г сахара и имбиря.

Закипятите воду с натертым имбирем и сахаром. Добавьте сок 4 лимонов и дайте лимонаду настояться.

Альтернативой лимонаду могут стать ягодный морс или сбитень. Последний напиток часто сравнивают с глинтвейном, но русский не содержит алкоголя. Для его приготовления достаточно 1 л воды, 100 г сахара, щепотки корицы, 5 сухих гвоздик, 5 г имбиря и 200 г меда.

Закипятите мед, воду, сахар и пряности в течение 15 минут, оставьте настояться. Подавайте теплым.

Покупной сок можно заменить домашним компотом, сваренным из яблок или сухофруктов.

Поминки в постные дни

Смерть не выбирает будни или выходные. Люди покидают мир и в праздники, и в Великий пост. Долг близких — проводить усопшего достойно, в соответствии с традициями православной духовной культуры.

Меню на состоит из нескоромных угощений. И кутью, и блины можно приготовить постными, как и остальные ритуальные кушанья.

Постные блюда

Блины пекут на воде без яиц. Кутью варят без добавления молока, как и кисель.

Постные основные блюда могут быть не только в виде привычных мяса или рыбы и гарнира.

В православных традициях правильным для поминовения считается постный борщ — исконно русская еда.

В качестве закусок можно приготовить блюда, не содержащие мяса и рыбы:

Заправкой для салатов выбирайте растительное масло.

К гарниру из картошки или гречки можно подать:

  • постные голубцы;
  • овсяные котлеты;
  • картофельные, морковные, свекольные биточки;
  • постное грибное или овощное рагу.

Постный капустный пирог, пирожки с картофелем или фруктами отлично подойдут, чтобы помянуть усопшего.

Скорбный стол на 9 дней

Спустя 9 суток после кончины тела душа все еще пребывает между землей и небом в поисках дороги в царствие небесное. С 3 по 9 день душа гостит в раю. На 9-й день она предстает перед богом и до 40 дней спускается на экскурсию в ад.

Сакральный смысл числа 9 скрыт в Евангелии. Чинов ангелов тоже 9. И девятый день после смерти — это почитание памяти усопшего и ангелов, которые будут его заступниками на высшем суде.

На 9 день принято готовить щи

На 9 дней никого не зовут. Поминки называются незваными. Близкие и друзья приходят без приглашения. И блюда должны быть такими, чтобы можно было угостить нежданного гостя.

Трапеза начинается с молитвы и кутьи, накануне освященной в храме или хотя бы окропленной святой водой. Прочие яства должны отличаться скромностью. В этот день главной духовной пищей души является молитва близких о ее спасении.

Основным блюдом на 9 дней обычно является домашняя лапша или щи. Второго можно не готовить, ограничиваясь закусками. Правила их приготовления те же, что и к блюдам в день похорон. Если пост, то и блюда постные.

Еда должна быть такой, чтобы по окончании трапезы можно было раздать ее собравшимся с собой или отнести нуждающимся, чтобы те помянули молитвой душу усопшего.

Чем угощают в сороковины

На 40 день мытарства души заканчиваются, и она предстает на суде. Поэтому важно поминать человека добрыми словами, моля бога о прощении души умершего. В этот день она в последний раз спускается на землю, прощаясь с бренным миром.

Как и в день похорон, на девятины первой гостям подают кутью. Как зерна прорастают, попадая в землю, так и душа стремится к воскрешению.

Первым блюдом подают кутью

Сороковины справляют традиционно дома у умершего. На стол среди прочих угощений можно поставить рыбный или мясной студень, рыбу, жареную в тесте, салаты, бутерброды.

Алкоголь неуместен, но уж если вы ставите его гостям, проследите, чтобы траурная трапеза не превратилась в шумное застолье. На 40 дней это неуместно.

Поминки — от слова поминание. Это не званый ужин, а православный обряд, направленный на помощь мятущейся душе в обретении лучшего мира.

Скромный стол — не порок и демонстрация бедности. Это показатель того, что главная помощь умершему — это не плотный обед его родственников, а их совместная молитва о его упокоении.

По окончании поминального ужина принято раздавать вещи умершего. Друзья и родственники могут оставить себе самые памятные предметы. Остальное лучше отнести в приют или храм.

Все люди живут, зная, что придет их время прощаться с нашим миром, что ближние также могут покинуть нас. Чаще всего такие события происходят совсем неожиданно. И получается так, что в определенный момент человек не знает, как себя вести, что делать, как правильно организовать проводы умершего в последний путь? Благо, есть в мире добрые люди, которые имеют чистую голову, не затуманенную горем, и могут помочь в столь трудный момент.

Человек, который уже имел опыт в проведении подобного рода проводов, знает, что необходимо строго соблюдать некоторые правила, обряды и традиции, связанные с похоронами, во спасение и успокоение души усопшего.

Поминальный ритуал обязателен во многих религиях мира. В большинстве случаях верят, что душа не умирает, в отличие от тела. И живущие люди на земле могут дальше чувствовать присутствие родного человека рядом, а с помощью поминального обряда и общаться с ним.

Когда поминать усопшего

Для чего нужны поминки

Важно понимать, что поминки – это не простой обед, а обязательная традиция, обряд, во время которой родные и близкие умершего вспоминают о нем, его добрых деяниях, а также молятся за его душу, чтобы ей даровали прощение и успокоение.


Кутья – обязательный атрибут поминального стола

Это блюдо должно быть на поминальном столе в первую очередь. Именно с него начинается трапеза в такие дни. Приготовить настоящую ритуальную кашу не сложно. Для этого необходимо выбрать зерна пшеницы, ячменя или риса. Также кашу нужно подсластить с помощью сухофруктов, а после освятить на панихиде.

Почему именно это блюдо считается главным символом поминального стола? Отвечу. Зерно – это символ воскрешения души человека, ведь его сначала нужно посадить в землю, а после оно возродится опять.

В православии тело предают земле, где оно истлеет, а после во время всеобщего Воскрешения появится опять.

Сладкие ингредиенты в этом блюде символизируют блага вечной жизни в Царствии Небесном. Итак, кутья – это символ воскрешения и бессмертия души. Далее подробно расскажу, как правильно приготовить это блюдо в домашних условиях.

Рецепт поминальной кутьи

Необходимые ингредиенты:

  • 2 ст белого риса;
  • 4 ст воды питьевой;
  • щепотка соли;
  • 150 г изюма;
  • 3 ст.л. меда;
  • 100 г ягод малины, клубники;
  • 0,5 л воды;
  • 2 ст.л. сахара.

Способ приготовления:

Изначально нужно отварить рис. Для этого крупу тщательно промыть. После залить ее 4 стаканами воды, поставить на средний огонь и немного присолить. Варить кашу до рассыпчатого состояния.

Пока варится рис, нужно сварить компот, которым польем после кутью. Для этого доведем до кипения 0,5 л воды, положим туда вымытые предварительно ягоды, и сахар. Варить несколько минут. Компот отставить в сторону, чтоб остыл.

Изюм надо вымыть и обдать кипятком, чтоб он стал мягче.

Итак, все ингредиенты готовы, можно их соединять.

Остывший рис насыпаем в глубокую миску, добавляем мед, украшаем изюмом и поливаем сладким компотом.

Ориентируясь на вышепредложенный рецепт можно приготовить кутью из пшеницы или ячменя. Также в это блюдо добавляют орехи и мак.

Меню поминального стола

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать во время приготовления такой ответственной трапезы:

  • стол в день поминок должен выглядеть просто и строго;
  • меню должно состоять из еды питательной и полезной, чтоб человек набирался сил;
  • для блюд выбирать стоит только свежие и качественные продукты, чтоб не было неприятностей;
  • меню и внешний вид стола должны настраивать на тихую, семейную обстановку, располагающую к воспоминаниям о усопшим.

В большинстве случаев перечень блюд для поминального стола соответствует традициям семейства, в котором проходит обряд, а также достатка людей.

Если вы решили сами приготовить стол для поминания усопшего, то желательно, чтобы на нем были следующие блюда: кутья, щи или борщ, вареники с картошкой и капустой, блины с творогом, грибами, пирожки духовые и жаренные, каша гречневая или картофель отварной, свежие или консервированные салаты, мясо или котлеты, из питья обязательно кисель и компот. Это перечень того, что в обязательном порядке ставят на поминальный стол. Кроме вышеперечисленного можно подавать также колбасы, сыры, овощные или фруктовые нарезки, рыбу слабосоленую или жаренную, а также различные бутерброды.

Из этого списка нужно составить простое, но сытное меню, ведь цель поминального стола – это не чревоугодие, а благодарность людям, которые пришли почтить память усопшего, вспомнить о его благих деяниях и помолится за его душу.

Ниже мы предлагаем вам примерное меню поминального стола, с описанием рецепта приготовления каждого блюда.

Блюда на поминальный стол

Главным блюдом, которое должно быть на столе поминальном, есть кутья (ее рецепт мы рассмотрели выше).

Затем обязательно нужно подать горячее жидкое, мы предлагаем борщ.

Рецепт приготовления борща

Необходимые ингредиенты:

  • свиные ребрышки для бульона;
  • 200 г картофеля;
  • 1 большая луковица;
  • 2 шт перца сладкого;
  • 1 средняя морковь;
  • 1 большая свекла;
  • ½ часть капусты белокочанной;
  • 1 ст томатного сока;
  • 1 яйцо куриное;
  • зелень петрушки, укропа;
  • 1 ч.л. уксуса;
  • 2 ст.л. масла подсолнечного;
  • соль, специи по вкусу.

Способ приготовления

Первым делом стоит приготовить бульон, для этого в подсоленной воде с лавровым листом надо отварить до готовности ребра свиные.

Пока варится мясо, надо очистить все овощи и вымыть их тщательно.

Готовые ребрышки нужно осторожно достать из бульона. Также надо достать и лавровый лист.

Очищенный картофель режем соломкой, и опускаем его в кипящий бульон. Лук, перец сладкий и морковь также измельчаем, и пассируем с добавлением подсолнечного масла на сковороде в течение пяти минут. Свеклу нужно нарезать тоненькой соломкой или натереть на крупной терке. Добавить ее в сковороду к луку, перцу и моркови. Все перемешать и обжарить несколько минут. После туда же добавляем уксус и томат. Еще тушим минут пять – семь. После отставляем сковороду в сторону.

Яйцо нужно отварить до готовности. Остудить его, и мелко нарезать.

Когда картофель почти готов, можно всыпать к нему томатную поджарку.

Затем надо тонко нарезать капусту, и добавить ее в наш борщ. Все варить еще минут пять.

Зелень измельчить, и вместе с отварным яйцом в конце готовки добавить в борщ. Далее надо попробовать блюдо на соль, и добавить к нему специи по вкусу. Проварить пару минут и снять с огня. Данное блюдо становится значительно вкуснее на следующий день, поэтому его можно приготовить вечером, накануне похорон. Подавать к столу борщ надо вместе со сметаной.

Также к этому блюду ставят на поминки духовые пирожки с горохом и чесноком. Их рецепт мы рассмотрим далее.

Печеные пирожки с горохом

Необходимые ингредиенты:

Для теста:

  • 0,5 л сыворотки;
  • 100 г прессованных дрожжей;
  • 2 яйца;
  • 100 г сахара;
  • щепотка соли;
  • 2 ст.л. подсолнечного масла (в тесто) + масло для смазывания противня;
  • примерно килограмм муки.

Для начинки:

  • 1 ст гороха;
  • 3 ст воды питьевой;
  • 50 г масла сливочного;
  • соль по вкусу;
  • 1 головка чеснока.

Способ приготовления:

Первым делом надо приступить к приготовлению опары. Для этого нужно немного подогреть сыворотку, до комнатной температуры. Затем растворить в ней дрожжи, сахар, соль и всыпать 4 ст.л. муки. Все это хорошо перемешать и дать настояться до появления шапочки, примерно 30-40 минут, в теплом месте. После, в эту смесь нужно добавить 1 яйцо, подсолнечное масло и муку постепенно, при этом вымешивая тесто. Оставить его подходить в теплом месте. Когда тесто увеличится вдвое, его надо перемешать и дать подняться еще раз.

А тем временем займемся начинкой. Для этого нужно вымыть горох, залить его водой и поставить на средний огонь. Когда закипит, то нужно посолить по вкусу. Готовить горох до готовности. Затем кашу нужно превратить в пюре. Для этого можно использовать обычную толкушку или блендер. Гороховое пюре нужно поперчить по вкусу, добавить к нему масло сливочное, и измельченный чеснок. Оставить все остывать.

Стол надо смазать подсолнечным маслом, выложить на него тесто и разделить на одинаковые шарики. Каждый из них надо раскатать с помощью скалки, в средину положить пюре, и слепить пирожок. Выкладывать их надо на предварительно смазанный маслом противень. Обязательно нужно дать подняться пирожкам. Затем смазать их взбитым в пену яйцом, для получения красивого цвета в итоге.

Духовку разогреть, и выпекать пироги при 200 градусов, минут 25 – 30. Время приготовления зависит от вашего духового шкафа.

Такое блюдо подают на поминальный стол вместе с борщом и сметаной или щами.

После первого блюда нужно накормить людей вторым. Это может быть каша гречневая, гороховая или пюре картофельное, картофель отварной. Все зависит от ваших возможностей и наличия продуктов. Мы предлагаем в данном случае подать отварной картофель со сметаной и зеленью.

Рецепт приготовления картофеля со сметаной

Необходимые ингредиенты:

  • 2 кг молодого картофеля;
  • 200 г сметаны домашней;
  • зелень укропа;
  • соль, перец черный по вкусу.

Способ приготовления

Данное блюдо готовить довольно просто. Скорее всего, что каждая хозяйка, хоть раз в жизни, но делала его в своем доме.

Изначально надо очистить картофель, после его вымыть. Затем поставить вариться. Не спешите его солить, это делать надо за пять-семь минут до готовности. Тогда у блюда будет более нежный вкус.

Зелень укропа нужно вымыть, обсушить и мелко нарезать.

С готового картофеля слить воду, добавить к нему зелень и сметану. При желании посыпать черным молотым перцем.

В дополнение к гарниру надо подать мясо. Для этого может подойти и курица, свинина, говядина. А также котлеты или отбивные. Мы выбрали тот вариант, который проще готовить и есть удобнее всего.

Куриные отбивные

Необходимые ингредиенты:

  • 1,5 кг филе курицы;
  • 7 шт яиц;
  • 150 г майонеза;
  • соль, специи по вкусу;
  • панировочные сухари;
  • растительное масло для жарки.

Способ приготовления

Филе нарезать тонкими кусочками. После каждый из них отбить специальным молотком. Поперчить, посолить и оставить мясо мариноваться на несколько минут.

В это время надо подготовить кляр. Для этого яйца нужно взбить, добавить к ним майонез, соль и специи. Все тщательно перемешать.

Нагреть сковороду, влить в нее растительное масло. Затем каждую отбивную надо окунуть в кляр яичный и панировочные сухари, а после обжарить на среднем огне с обеих сторон до румяной корочки. После все отбивные выложить на противень, и выпекать в духовом шкафу еще пять минут. Главное не пересушить мясо. Для этого можно отбивные обрызгать водой.

На второе также подаются салаты или овощные нарезки. В нашем меню мы предлагаем сделать салат из капусты и огурцов.

Салат «Весенний»

Необходимые ингредиенты:

  • 1 большая головка капусты белокочанной;
  • 5 шт огурцов;
  • 1 большая луковица;
  • 1 большая морковь;
  • зелень петрушки, укропа;
  • уксус, подсолнечное масло для заправки;
  • соль, специи по вкусу.

Способ приготовления

Капуту тонко нарезать. Огурец натереть на крупной терке. Лук надо нарезать полукольцами. Морковь натереть на терке. Зелень измельчить. Все хорошо перемешать. Добавить соль, специи, уксус и масло. Опять перемешать. Попробовать на вкус, при необходимости добавить еще специй или заправки.

Кроме этого на стол надо поставить рыбу. Можно ее пожарить, а можно замариновать. Мы предлагаем поставить на стол слабосоленую селедку. Также ставят на поминальный стол бакалейную продукцию, такую, как колбасы и сыр. Если есть возможность, то можно их купить или же приготовить самостоятельно. Все зависит от количества времени, средств и желания.

Также на стол нужно поставить корзинки с хлебом белым и серым.

На третье подают компот или кисель со сладкими пирогами или булочками. Мы предлагаем приготовить узвар и рулет с маком. Это все сделать довольно просто и быстро, с минимальными затратами.

Узвар из сухофруктов

Необходимые ингредиенты:

  • 5 л воды питьевой;
  • 1 кг сушеных яблок;
  • 1 ст сахара.

Способ приготовления

В большую кастрюлю налить воду, поставить ее на огонь. Сухофрукты вымыть, и добавить к воде. Когда компот закипит, то надо всыпать сахар. Варить узвар нужно на медленном огне в течении 40 минут.

К такому напитку подают духовые рулеты с маком. Опять же их приготовить намного проще, чем булочки, ведь не надо каждую лепить.

Рулет с маком

Необходимые ингредиенты:

Для теста:

  • 1 л молока;
  • 60 г дрожжей мокрых;
  • 2 ст сахара;
  • 4 ст сметаны;
  • 200 г маргарина;
  • 4 яйца для теста + 2 шт для смазывания;
  • щепотка соли;
  • 2 пачки ванилина.

Для начинки:

  • 400 г мака;
  • 200 г сахара;
  • молоко или вода для варки мака;
  • 1 ст меда жидкого;
  • 150 г сливочного масла.

Способ приготовления

Изначально нужно приготовить тесто. Для этого в теплом молоке растворяем дрожжи, сахар, соль и 4 ложки муки. Оставляем опарную смесь на 30 минут, или до появления шапочки. После добавляем все остальные ингредиенты, и тщательно вымешиваем тесто. Даем ему хорошо подойти, и опять вымешиваем. После оставляем увеличиться в два раза, в теплом месте.

Затем занимаемся начинкой. Изначально нужно отварить мак, в молоке или воде, в два раза больше по объему, чем мака. Затем сцеживаем его через марлю и даем высохнуть. После мак нужно перетереть с сахаром. Для этого можно использовать блендер или обычную ступку. Начинка почти готова. Но, еще надо растопить на паровой бане сливочное масло.

Теперь приступаем к приготовлению рулетов. Тесто хорошо перемешиваем. Разделяем его на несколько кусков, с которых в дальнейшем получатся рулеты. Каждый из них нужно раскатать с помощью скалки, толщиной в 1 см.

Каждый рулет надо смазать сливочным маслом, медом и выложить сверху маковую начинку. Скрутить рулет, и положить его на противень, заранее смазанный растительным маслом. Дать нашей выпечке подняться и смазать сверху взбитым яйцом. Также можно присыпать сверху кунжутом. Выпекать рулет надо в разогретой духовке при температуре 200 градусов в течении 25-30 минут.

Кроме всего перечисленного также нужно подготовить конфеты, печенье, чтобы раздать их людям, при выходе из дома, где было поминание усопшего.

Итак, подведем итог меню поминального стола в день похорон. Мы предлагаем вам следующий вариант:

  1. Рисовая кутья с изюмом.
  2. Борщ со сметаной;
  3. Духовые пирожки с горохом и чесноком;
  4. Хлеб черный и белый;
  5. Картофель отварной со сметаной;
  6. Куриные отбивные;
  7. Салат «Весенний»;
  8. Селедка слабосоленая;
  9. Колбаса, сыр;
  10. Узвар;
  11. Рулеты с маком;
  12. Конфеты и печенье.

С помощью меню, упомянутого выше, можно организовать поминальный стол, рассчитанный на 25-30 человек. Если вам покажется, что этого мало, то можете добавить блюда, из списка, расположенного выше, которые рекомендуется готовить на поминание усопшего.

Значение ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ в Словаре Обрядов и таинств

ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ

Поминки. Поминальный стол

После погребения и в дни поминовений обязательно устраивался поминальный стол. Обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Еще у древних иудеев было обыкновение "в утешение об умершем... преломлять для них хлеб".

В России поминки вдень похорон являются слабым отголоском поминальной тризны. Тризна бывала многодневной и представляла собой сложный комплекс коллективных символических действий, включающих пирование, поминки, поминания, песнопения и семейный совет по различным вопросам наследства или помощи семье умершего.

Поминовение по усопшим родственникам у русских справляли, как правило, на 3, 9, 20, 40 дни, в годовщину и праздники. Отмечая поминки, крестьяне верили, что в 9, 20, 40 дни после смерти душа прилетает домой, поэтому надо ее ублаготворить. Крестьяне считали, что поминовение облегчает страдание умершей душе.

На обед приглашались все, кто участвовал в похоронах. Как правило, народу собиралось много, поэтому обед устраивали в 2-3 приема. Поминальный обед начинался с молитвы. Вначале угощали служителей церкви, обмывальников и копальщиков, родных и близких. Стол накрывался до моленья. Считалось, что покойный невидимо присутствует на поминках; для него на время поминального обеда оставляли место за столом, клали ложку (иногда под скатерть), ломоть хлеба и обычно стопку водки, если умирал мужчина. Бывало, оставляли на ночь на столе соль и хлеб и меняли его на свежий в течение сорока дней.

Непременными кушаниями обеда после похорон бывали кутья, мед и овсяный (клюквенный) кисель, в некоторых районах - рыбный пирог, блины.

Общеизвестно, что кутья составляет обязательную принадлежность похоронного обряда и поминок. Кутья, как правило, варилась из цельных, нераздробленных зерен - чаще всего пшеницы. (В городах ее заменил рис). Зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, умножая ее. К кутье обычно примешивались ягоды (черемуха, в городах - изюм). Можно предположить, что кутья знаменует собой постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть. Ведь кутью употребляли и на свадьбах, крестинах, родинах.

Готовили кутью обычно сладкой, с медом или патокой. Говорили "чем слаще кутья, тем жальче покойника".

Кутью следовало взять ложкой три раза.

Помимо ржаного, овсяного или клюквенного киселя, обязательной на столе была чаша с медом, разведенным в воде или браге. Полагали, что ими "торили дорогу покойнику".

Где-то полагались блины, где-то - рыбный пирог. Но, как правило, блины подавались на 9 и 40 день, а в день похорон (обычно это 3-й день после смерти) блины на стол не ставились.

В некоторых местностях подавали еще муковню - заваренную кипятком муку с молоком или кулеш - кашу с салом.

На западе Псковщины, кроме кутьи, еще делали камы:

сваренные в воде "колобочки" из тертой картошки с мукой, салом и луком и поливку - бульон с мясом, заправленный ржаной мукой и луком. Камы готовили и в Смоленской области. На западе обязательным блюдом были клецки.

Поминальный стол состоял из 7-8 блюд. Еда готовилась в зависимости от того, на какой день приходились похороны (постный или скоромный). На скоромный день подавали жаркое из телятины, холодец, каши на молоке, яичницу. На постный день подавали похлебку из сухих грибов с постным маслом, соленые грибы, каши из проса, кисели. Сладкие пироги, шаньги готовили в любой день.

Не в обычае было подавать на поминки картофель и чай. Ели ложками (ножами и вилками за поминальным столом не пользовались очень долго), а пирог разламывали руками.

Сегодня принято считать, что на поминках в день похорон всегда много пили. Неправда это. Много водки, пива, вина и еды выставляли на поминках сорокового дня, годовщинах, специальных родительских субботах, 9-й и 20-й дни отмечали скромно, в узком семейном кругу. Варили кутью из риса или пшеницы с медом, патокою или сахаром, пекли пироги и затем разносили пироги и кутью по всей деревне или соседям, предлагая каждой семье помянуть умершего. Обязательно посещали кладбище и подавали нищим милостыню. Постепенно обычай поминать усопших на 20-й день забылся вовсе.

Если поминки (3, 9, 40 дни, годовщина) приходятся на время Великого Поста, то в 1-ю, 4-ю и 7-ю неделю Поста на поминки никого не приглашают. За столом должны присутствовать лишь самые-самые близкие. Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого Поста, то они переносятся на ближайшие субботу и воскресенье. Это называется встречным поминовением.

Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни родительских постов - постной, в мясоед - скоромной.

Поминальная кутья

1. 1 стакан риса, 2 стакана воды или молока, 1/2 стакана изюма, 2 ст. ложки сахара, соль по вкусу.

Рис промойте, сварите рассыпчатую кашу на воде или молоке с сахаром, добавив в середине варки промытый изюм. Уложите на блюдо горкой.

2. 200 г риса, 100 г кишмиша, 100 г мелкого сахара, 50 г грецких орехов, 100 г мармелада.

Рис промойте и отварите в воде до мягкости, вместе с кишмишом, обдайте холодной водой, дайте стечь воде. Затем переложите на блюдо, облейте сахаром, разваренным в горячей воде, смешайте с грецкими орехами и уберите мармеладом.

3. Кутья (крещенская) готовится так же, как предыдущая, но из пшеницы вместо риса и меда вместо сахара. Овсяный кисель с медом 2 стакана истолченной овсяной крупы, 4 стакана воды, 2 чайн. ложки сахара, 1/2 чайн. ложки соли, мед и масло по вкусу.

Овсяную крупу истолките в ступке, залейте теплой водой и оставьте в теплом месте на 1-1,5 суток. Затем размешайте, процедите и отожмите. В полученную жидкость добавьте сахар, соль и варите, помешивая, пока не загустеет. Если нужен кисель более жидкий, то его можно разбавить 1 стаканом горячей воды или молока. Горячий кисель разлейте в формы и охладите. Подавайте с маслом и медом. Этот кисель можно варить из овсяных хлопьев " Геркулес".

Несколько советов: при варке киселя разведенный водой крахмал вливайте сразу, а не частями, и быстро размешивайте. Лейте крахмал ближе к стенкам кастрюли, а не в середину.

Лимонная кислота улучшит не только вкус киселя, но и его окраску.

Если в горячий кисель добавить ванилин, немного цедры лимона, апельсина или гвоздику, корицу, он будет ароматнее.

Обряды и таинства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОМИНКИ. ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТОЛ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если Вы видите во сне накрытый к обеду стол - значит, скоро Вас ждут приятные знакомства и благоприятные обстоятельства.Если Вы …
  • СТОЛ в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) в древней Руси княжий престол; 2) низшая структурная часть центральных и местных учреждений дореволюционной России; 3) учреждение, занимающееся каким-либо …
  • СТОЛ в Большом юридическом словаре:
    - 1> в Древней Руси княжий престол; 2> низшая структурная часть центральных и местных учреждений дореволюционной России; 3> учреждение, занимающееся …
  • СТОЛ в Словаре экономических терминов:
    - 1) в Древней Руси - княжий престол; 2) в дореволюционной России - низшая структурная часть государственных центральных и местных …
  • СТОЛ
  • ПОМИНКИ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ПОМИНКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    обычай устраивать угощение, сопровождая его различными обрядами, в память об умершем, после его похорон и в т. н. поминальные дни; …
  • ПОМИНКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, которое …
  • СТОЛ в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, м. 1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. Обеденный, письменный, рабочий, кухонный, садовый с. …
  • ПОМИНКИ в Энциклопедическом словаре:
    , -нок. Обряд угощения после похорон в память умершего. Справить п. по ком-н. или по кому-н. Звать на п. На …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    см. …
  • СТОЛ
    в Др. Руси - княжеский престол. Низшая структурная часть гос. центр. и местных учреждений в дорев. России. Учреждение, занимающееся к.-л. …
  • ПОМИНКИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОМ́ИНКИ, обычай поминовения умерших. Устраиваются после похорон и в установленные традициями дни. В прошлом сопровождались жертвоприношениями, магич. обрядами, общей трапезой, …
  • ПОМИНКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, …
  • СТОЛ
    сто"л, столы", стола", столо"в, столу", стола"м, сто"л, столы", столо"м, стола"ми, столе", …
  • ПОМИНКИ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    поми"нки, поми"нок, поми"нкам, поми"нки, поми"нками, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    помина"льный, помина"льная, помина"льное, помина"льные, помина"льного, помина"льной, помина"льного, помина"льных, помина"льному, помина"льной, помина"льному, помина"льным, помина"льный, помина"льную, помина"льное, помина"льные, помина"льного, помина"льную, помина"льное, помина"льных, …
  • ПОМИНКИ в Весёлом этимологическом словаре:
    1) ежедневник; 2) ботинки сапера; 3) женщины-минёры; 4) массаж; 5) саперные работы; 6) …
  • СТОЛ
    Накрыт …
  • СТОЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Ломберная …
  • СТОЛ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • СТОЛ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • СТОЛ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. питание, пища || жить на готовом столе, сидеть за …
  • СТОЛ
    бильярд, бюро, верстак, вибростол, вибростолик, дастархан, еда, жертвенник, жратва, кассореал, княжение, конторка, кормежка, кульман, мебель, питание, пища, плангерд, планшайба, престол, …
  • ПОМИНКИ в словаре Синонимов русского языка:
    новемдиалин, обряд, паренталии, …
  • СТОЛ
    1. м. 1) Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на одной или нескольких ножках (иногда с ящиками, тумбочками), на …
  • ПОМИНКИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. Обрядовый обед в память …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: поминовение, поминание, поминки, связанный с ними. 2) Свойственный поминовению, поминанию, поминкам, характерный для …
  • ПОМИНКИ в Словаре русского языка Лопатина:
    пом`инки, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • СТОЛ
    стол, …
  • ПОМИНКИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    поминки, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • СТОЛ в Орфографическом словаре:
    стол, …
  • ПОМИНКИ в Орфографическом словаре:
    пом`инки, …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Орфографическом словаре.
  • СТОЛ
    2 В Древней Руси: престол, княжение Киевский с. стол 1 предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках …
  • ПОМИНКИ в Словаре русского языка Ожегова:
    угощение после похорон в память умершего Справить п. по ком-н. Звать на п. На …
  • ПОМИНАЛЬНЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= …
  • СТОЛ в Словаре Даля:
    муж. (стлать?) утварь домашняя, для поклажи, постановки чего. В столе отличают: столешницу, верхнюю доску, и подстолье, а в этом: обвязку …
  • СТОЛ
    1) в Др. Руси княжеский престол.2) Низшая структурная часть государственных центральных и местных учреждений дореволюционной России.3) Учреждение, занимающееся каким-либо узким …
  • ПОМИНКИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    обычай устраивать угощение после похорон, сопровождая его различными обрядами в честь …
  • СТОЛ
    стола, м. 1. Предмет домашней мебели, представляющий собою широкую поверхность из досок (деревянных, мраморных и др.), укрепленных на одной или …
  • ПОМИНКИ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    поминок, ед. нет. 1. Обрядовый обед в память умершего (релин.). Справлять поминки. На погосте поминок не правила. Мей. 2. перен. …

Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Среди ритуальных русских национальных застолий наиболее прочно удерживались в течение всего XX в. как при царской, так и при советской власти так называемые поминки - застолье, устраиваемое после погребения какого-либо лица для его родственников, близких друзей, а иногда и для всех тех, кто пришел на его похороны и провожал его до могилы. После кладбища близкие и знакомые покойному люди возвращаются по приглашению близких родственников в его дом, где их обычно уже ждет приготовленный стол.

В советское время это был либо холодный стол, либо ужин с одним горячим блюдом, либо (если поминки устраивались учреждением) - холодный фуршетный стол. Разумеется, в течение XX столетия состав пищи, блюд во время таких поминок чрезвычайно сильно менялся и в целом, как правило, отражал состояние кулинарных возможностей и всего общества, и конкретной семьи. Важным считалось пригласить и накормить людей, а вот чем, в каком количестве, в каком составе или при каком меню, - это уже вовсе не входило в соображения устроителей. Таким образом, поминальный обед или поминальный ужин совершенно терял, утрачивал свой ритуальный кулинарный характер и превращался в обычный обед или ужин, устраиваемый родственниками, чтобы отблагодарить людей, пришедших на похороны их близкого. Вот почему ели и пили все, что в данный момент смогла достать и выставить на стол конкретная семья.

Между тем, русский поминальный стол (будь то обед или ужин) традиционно должен состоять из обязательного и определенного числа и состава блюд.

Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий.

Между прочим, поминальный стол имеет еще одно традиционное русское название - «горячий», что прямо указывает на то, что замена поминального стола «холодным закусочным», а тем более фуршетным, является грубым нарушением правил этого вида застолья. Это нарушение прямым образом затрагивает и лишает значения сам смысл еды на поминках как выражение уважения памяти покойного. Вот классическое, традиционное, правильное меню поминального стола:

Блины. Они могут подаваться с маслом (сливочным), сметаной, семгой или лососиной и икрой - красной, зернистой или паюсной. Все эти традиционные «приклады» зависят исключительно от индивидуального достатка и вкусов устроителей. Но блины должны быть обязательно, причем именно дрожжевые, а не какие-нибудь блинчики.

Щи. Речь идет о классических русских капустных щах. Из какой капусты будут сделаны эти щи - свежей или кислой, квашеной, будут ли они богатыми или постными (то есть с мясом или без него), свежими или суточными, - все это опять-таки решается индивидуально в каждом конкретном случае. Но щи должны быть непременно и приготавливаться по-настоящему, а не заменяться борщом или иным супчиком.

Пироги могут быть также любые, с любой начинкой - мясные, капустные, луковые, картофельные, рыбные, грибные. Но они должны быть непременно. Тип поминальных пирогов может быть любым. Более того, чем больше представлено на поминках пирогов разных типов, тем лучше. Это могут быть подовые, жирные мясные пироги, многослойные кулебяки или легкие пироги из слоеного теста, они могут быть и из простого кислого теста, из ржаного или пшенично-ржаного теста на закваске.

Единственным строгим требованием ко всем типам и видам пирогов, подаваемых на поминках, является то, что они обязательно должны быть закрытыми, а также несладкими, поскольку сладкие пироги всегда делаются либо открытыми, либо решетчатыми, а также потому, что они служат ритуальными пирогами для дней радости - в дни рождения, свадьбы, юбилеев и т. п., в то время как в дни скорби должны употребляться только закрытые пироги. Уже одно это создает правильный, приличный случаю погребения, сдержанный фон всего застолья, что и должен почувствовать человек, даже не сведущий в любых правилах, условностях и церемониях.

Жаркое. Это блюдо - кульминация поминального застолья. Оно может быть приготовлено из любого мяса или домашней птицы и снабжено, как правило, скромным овощным гарниром, чаще всего картофельным или овощным пюре, поскольку пюре удобно разделить на сравнительно большое число лиц. Реже и, так сказать, беднее, когда в виде гарнира подаются каша или макароны (вермишель), но в XX в. эти замены можно считать допустимыми, особенно для массовых «пиршеств», как продукты, имеющие в основе зерновое (мучное) сырье.

Кисель. Заключительное блюдо на поминках, носит крайне важное ритуальное значение. Его нельзя исключать из меню поминального стола ни при каких обстоятельствах. Даже в случае чрезвычайной бедности покойного, когда разрешается ограничивать и сокращать поминальный стол до минимума. Этим минимумом должны оставаться два блюда: первое - блины и последнее - кисель. Кисель должен быть обязательно кислым и растительным, то есть клюквенным, брусничным или, на худой конец, яблочным, крыжовенным, смородинным, но только не молочным! Это связано как с ритуальным, языческим смыслом поминальной пищи, так и с учтенным еще в древности, на базе многовекового опыта, чисто кулинарным смыслом этой гастрономической процедуры. Дело в том, что тяжелая мучная и мясная пища легко и хорошо усваивается и перерабатывается в кислой среде. Вот почему за тяжелыми блинами обязательно следуют кислые щи, а за пирогами и жарким - кисленькие кисели.

Питье во время поминок. На поминках, если они ритуально правильны и культурны, разумеется, предусмотрены определенные каноны и для употребления напитков. К сожалению, в последние десятилетия XX в. поминки превратились в своего рода повод напиться «в честь покойника». Это, конечно, неверно. Употребление алкогольных напитков, как и всей остальной поминальной еды, ритуально, подчинено четким правилам. Первое блюдо - блины - предваряется одной рюмкой чистой водки (примерно 50 г), которую должны выпить все присутствующие в память об усопшем. И на этом в ходе классических поминок употребление водки (или коньяка) как крепких алкогольных напитков, собственно, кончается. Далее на протяжении всего застолья употребляются пиво, брага, квас, а к жаркому, особенно если оно из птицы, подается красное виноградное вино. Но водка, после первой всеобщей рюмки, демонстративно должна быть убрана с поминального стола.

Этот особый характер поминального русского застолья, однако, полностью забылся, игнорировался и нарушался. Между тем, он полон смысла: в момент скорби все должны сохранять трезвость мысли и действий, а также не имеют морального права оскорблять память покойного неприличной формой поведения (пьяным видом).

Как видим, меню и характер еды на поминках, выработанные у русского народа в XVII-XIX вв., подвергались в течение XX в. систематическому нарушению и искажению как в силу утраты опыта предыдущих поколений, так и в силу крайней некультурности подавляющего большинства населения, которое не связывает характер поминальной еды со смыслом данного события и смотрит на поминки лишь как на повод для попойки, встречи со знакомыми и на форму благодарности этим знакомым за их близость или прошлое содействие в чем-либо покойному лицу.

Другая причина искажения поминального застолья в XX в. - это общая утрата кулинарных навыков, привычка пользоваться готовыми или полуготовыми промышленными пищевыми продуктами. Вот отчего на поминальном столе появились колбаса, консервы, шоколад, конфеты, совершенно не подобающие данному событию.

Если внимательно вглядеться в поминальное меню, представленное выше, то станет совершенно очевидно, что в его состав входили основные русские национальные блюда, требующие ручного приготовления из сырых продуктов при помощи печи или плиты (блины, щи, пироги, жаркое, кисель).

А именно эти блюда к концу XX в. совершенно исчезли из состава семейного стола большинства средних советских, и в том числе русских семей, особенно в городах. Эти блюда требуют, конечно, не только хороших кулинарных навыков, но и времени, возни, а при наличии большого числа участников поминок - чрезвычайно большого количества посуды. Вот почему настоящие поминки фактически должны ограничиваться лишь крайне близким кругом родственников и друзей. Только тогда они могут быть осуществлены по-настоящему правильно - как в ритуальном, так и в кулинарном отношении. Только тогда они смогут сохранить нужную данному событию атмосферу и иметь для семьи и ее самых близких серьезное национально-воспитательное значение. А в этом изначально и состояла цель устройства и троекратного повторения поминок - воспитывать будущие генерации в семейно-партриархальном национальном духе, ненавязчиво, но последовательно и определенно устанавливать связь и преемственность поколений, по крайней мере, в сфере усвоения и поддержания национальных традиций.

Ныне, к концу XX в., такая связь, честно говоря, полностью утрачена. И именно это прискорбно и заставляет нас в конце XX в. напоминать тем, кто будет продолжать русский народ в XXI в., о забытых, растерянных и искаженных правилах и канонах русского национального поминального стола. Право, это наследие далеких предков не грех и восстановить, и сохранить, и перенести в XXI в. По крайней мере тем и для тех, кто хотя и равнодушен к «родным могилам», но хочет быть хорошим кулинаром или желает сохранить один из важных «уголков» русской национальной кулинарии и иметь случай вспоминать о нем хоть несколько раз в жизни, при печальном расставании со своими «предками» или близкими друзьями.

Из книги Кухня века автора

Обычное ежедневное меню обследуемой пенсионерки Завтрак: овсянка, приготовленная из 2 столовых ложек геркулеса на воде с чайной ложкой растительного масла, а также 2 стакана сладкого чая с куском черного хлеба со сливочным маслом.Обед: суп без мяса, заправленный фасолью

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Глава 3. Меню: их роль и значение в организации питания в XX

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Примеры меню Обед простой, натуральная кухня (без затей)Carottes r?p?es aux raisins secs - тертая морковь с изюмомIrish stew - баранина, тушенная с луком и картофелемPommes bonne femme - печеные яблокиЛегкий обедPotage ? l’oseille - щи из щавеляDarnes de saumon au concombre - рыба отварная со свежим огурцомGlace au yaourt

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Гостевые меню Обед простого гостяBisque de langoustines - лангусты (или крабы) в густом бульоне с овощамиPetites galettes au chedder - запеканка из яиц с сыромCanard ? l’orange - утка, начиненная апельсинамиSalade Beaucaire - салат Бокер (из отварных овощей и ветчины)Balthazar - Балтазар (запеченный шоколадный

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Меню монахов С течением веков в разных орденах и разных регионах меню претерпевает сильные изменения. Нужно также иметь в виду, что братия могла делать в этой области лишь свои первые шаги. Пионеры кулинарии довольствовались малым, своего рода поварской начальной

Из книги Чудовища морских глубин автора Эйвельманс Бернар

Входим ли мы в меню осьминога? Действительно ли можно теперь утверждать, что все рассказы о его агрессивности, о нападениях на человека есть только плод воображения? По?моему, слишком рано делать такой вывод. В книге «Животные легенд» доктор Морис Бартон из Британского

Из книги Крымская война автора Трубецкой Алексис

Из меню для лондонского ужина Котлеты из омара Нарезать кубиками полфунта омара. Положить на сковороду 2 унции сливочного масла и две чайные ложки мелко нарезанного репчатого лука. Жарить 1–2 минуты, добавить чайную ложку муки, хорошенько размешать и жарить еще минуту.

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Особенности «египетского пути» и традиции наследования трона фараонов Отчасти возможность легитимного женского правления в Египте была вызвана тем, что в культуре и религиозной традиции Древнего Египта (в отличие от других известных культур Древнего мира, античности

Из книги Еда Древнего мира автора Ивик Олег

Клинописные меню Если понимать Библию буквально, то самая значимая в истории человечества трапеза состоялась в междуречье Тигра и Евфрата, в тех самых местах, где, по мнению большинства богословов, некогда находился земной рай. Именно здесь Адам и Ева вкусили плодов оп

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Сервировка стола Сервировка стола в XVI–XVII вв. была несложной. Скатерти - браные чешуйчатые, золотые, китайчатые, шитые, узорчатые - покрывали узкой полосой края стола. Необходимой принадлежностью стола были солонки, перечницы, уксусницы, иногда горчичницы, которые

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Глава четвертая. Закуски русского стола Царский стол и столы феодальной знати, богатых горожан отличались не только богатой сервировкой, но и парадным, пышным оформлением блюд, особенно холодных закусок. В этом русские повара-профессионалы достигли большого мастерства.

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Напитки русского стола Своеобразие русского национального стола выражается не только в рецептурах и способах приготовления блюд, но и в особых напитках, многие из которых неизвестны другим народам. Конечно, у всех народов есть свои напитки, и некоторые из них очень

Из книги Истории простой еды автора Стахов Дмитрий

Принцесса стола Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. Александр Пушкин. Евгений Онегин Котлета, вопреки воспоминаниям целых поколений советских и постсоветских людей, – не убогий продукт общепита, а

Из книги Большевики, 1917 автора Антонов-Овсеенко Антон Антонович

3.3. Политическое меню: либерализация от Временного правительства и «революционная цензура» от Петроградского совета Политическая конкуренция за властное поле между Временным правительством и Петроградским советом по мере развития ситуации в революционном Петрограде

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Русское меню Во времена ГДР самым большим русским заведением общепита в городе, да, видимо, и во всей стране был двухэтажный ресторан «Москва», построенный в 1964 г. немецкими архитекторами Йозефом Кайзером и Вернером Дучке на Карл-Маркс-Аллее. Фактически это был

Из книги Империя для русских автора Махнач Влаидмир Леонидович

Смута. Разрушители русского общества и русского города Порядок, противостоящий хаосу Смуты, есть корпоративная организация домохозяев, точнее – домосемейств. По-гречески это «демос», а по-русски – «общество». Полноценный гражданин во все времена у всех народов –

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.