По какому закону летучая проверяет кафе. Имеет ли право «Ревизорро» заходить на кухню? Не является ли это нарушением закона? Топ самых скандальный выпусков «Ревизорро»

В середине 2014 года, на российском телеканале «Пятница!» начала выходить программа «Ревизорро» - развлекательное шоу социальной направленности, ведущая которой проверяет качество услуг предоставляемых в ресторанно-гостиничных заведениях. Новый проект стал настоящим прорывом на отечественном телевидении, и помогает многим россиянам сделать правильный выбор ресторана или кафе. Но кроме положительных отзывов некоторые телезрители задают себе вопрос - имеет ли право ревизорро заходить на кухню общепита?

Идея создания и правила программы ревизорро

Идея программы «Ревизорро» была взята с аналогичного проекта на украинском телевидении - «Ревизор» с Ольгой Фреймут. Телеканал «Пятница!» пытался заполучить киевлянку в качестве ведущей своего нового шоу, но в итоге отказался от этой идеи.

Лицом «Ревизорро» на первые 3 сезона съемки программы становится Лена Летучая .

Сюжет и правила программы довольно-таки просты:

  • Проверка помещений учреждения . Сотрудники телепередачи, заранее не предупреждая владельца о предстоящей ревизии, проникают в обследуемый комплекс:
    1. Заведение общепита . В первую очередь всех интересует кухня. Ведущий и операторы надевают защитные халаты, головные уборы, бахилы и проникают в сердце любого ресторана. Основные нарушения:
      • Просроченные продукты . Срок хранения продуктов истек, или на контейнерах с готовыми блюдами отсутствует стикер с датой изготовления.
      • Неправильное хранение продуктов . Кастрюли в холодильнике стоят без крышек, на одной полке лежат несовместимые продукты.
      • Гигиена . Это и грязь, и всевозможная живность: муравьи, тараканы, мыши.
    2. Гостиничные комплексы . Здесь проверяется гигиена и качество комплектации номеров. Основные нарушения:
      • Некачественная комплектация номера . Старая сантехника и шкафы, неработающий телевизор, отсутствие полотенец и вешалок.
      • Гигиена. Пыль на мебели, волосы в постели, ржавчина на сантехнике.
  • Субъективная, но адекватная оценка . По итогам проверки, ведущая награждает экспедированное учреждение табличкой качества. Если комплекс не прошел ревизию, владельцам и персоналу дают советы относительно улучшения обслуживания клиентов.

Права журналиста ревизорро

Владельцы большого и малого бизнеса ужа давно привыкли к вниманию контролируемых органов, и знают свои права. В случае с «Ревизорро» ситуация другая - проверку производит СМИ.

К сожалению «Закон о средствах массовой информации» был принят в начале 90-х годов прошлого века, и не соответствует критериям современного общества.

Поговорим о правах и статусе журналиста :

  1. Установка статуса журналиста . Владельцу заведения нужно установить, действительно ли перед ним журналист. Статья 52, закона о средствах информации гласит, что представитель СМИ должен предоставить:
  • Служебное удостоверение.
  • Редакционное задание.
  1. Полномочия представителя СМИ . Самое интересное - может ли журналист посещать любые помещения того или иного комплекса? Правильный ответ - нет! В пункте 2 статьи 47 закона о средствах массовой информации конкретно не написано, в каком порядке он это может делать:
    • Порядок посещения учреждения . В статье 20.21 КоАП, общественными называют улицы, парки, транспорт и т.п. места. То есть журналист может посещать зал, курилку, туалет, как и обычный посетитель.
    • Специальные государственные органы . На кухню и другие служебные места предприятия, могут беспрепятственно посещать сотрудники МВД, инспектор пожарной охраны и другие соответствующие государственные органы, но никак не журналист.

Инспекция кухни ресторана журналистами, может происходить при предварительной договоренности с администрацией . В любом другом случае, владелец с чистой совестью может отказаться, а в отдельных случаях - вызвать полицию.

Имеет ли право ревизорро снимать?

Любой журналист может фотографировать и снимать видео в любом общественном месте. Исключения можно узнать в законодательных документах ФКЗ РФ, гражданском и арбитражном процессуальном кодексах РФ:

  1. Если в материале аудио или видео съемки владелец усмотрел в ней данные, которые порочат его честь.
  2. Журналист тем или иным способом раскрыл коммерческую тайну предприятия.

Но все законы говорят о государственных учреждениях. Частную собственность никто не отменял. Что касается программы «Ревизорро», то посещения кухни обязывает их:

  • Пройти технику безопасности . Если участник съемочной группы упадет или ошпарится кипятком, виноват будет шеф-повар: он не провел соответствующий инструктаж.
  • Наличие медицинской книжки . И это касается не только ведущей, которая контактирует с продуктами питания, но и телеоператора и звукорежиссера.
  • Специальная одежда . Под санитарной одеждой подразумевают не простой халатик из белой ткани, а специальный текстиль.
  • Гигиеническая обработка техники . Проводится специальными препаратами, предназначенными для ухода за электронной техникой.

Имеет ли право ревизорро проводить проверку

Конечно же, может. Что касается служебных помещений - первоначально нужно договориться с владельцем общепита. Другой вариант, прийти без предупреждения . Администрация на месте решит, пускать ли съемочную группу на кухню или нет.

Собственно в любом культурном обществе не допускается наглое и беззаконное проникновение в помещения, которые не предназначены для посещения их посетителями.

Соберем все условия, при которых для команды «Ревизорро» открываются все двери :

  • Согласие владельца инспектированного учреждения.
  • Наличие служебного удостоверения журналиста.
  • Редакционное задание.
  • Наличие медицинской книжки и специальной одежды.

По происшествие первых трех сезонов программы, на телеэкраны выходит «Ревизорро-шоу». В передаче участвуют рестораторы, которые не прошли в свое время проверку, сама ведущая «Ревизорро» и эксперты. Особенности передачи:

  • В гости приходят владельцы и администраторы не прошедших «экзамен» своих учреждений. Кто просит прощения, кто пытается оправдаться.
  • Показывают моменты скандальной проверки, идет обсуждение, а затем показ повторной ревизии.
  • Эксперты, в зависимости от ситуации, становятся на сторону ведущей или представителя малого бизнеса.

Топ самых скандальный выпусков «Ревизорро»

  1. Открывает хит-парад проверка кафе «Ирина» (Анапа). Итог ревизии: разборки на кухне привели к тому, что оператор съемочной группы с ножевым ранением попадает в больницу.
  2. Администрация ресторана «Ванильное небо» (Ярославль) вначале душили ведущую, а после этого сильно избили.
  3. Владелец ресторана «Новый Рим» (Ставрополь), вызвал полицию, в результате чего вся съемочная группа провела более 5-ти часов в полицейском отделении.

За время существования телепрограммы, съемочная группа посетила десятки заведений специализированных на предоставлении услуг населению. Однозначно ответить на вопрос «имеет ли право ревизорро заходить на кухню общепита» нельзя.

» проверяет кухни 50 московских ресторанов на соблюдение санитарных норм. Съемочная группа шоу врывается в производственные помещения без спроса и предупреждения, утверждая, что это законно. Inc. спросил у рестораторов, к которым наведалась Елена Летучая, что они думают по этому поводу и как грамотно выдворить непрошеных гостей.

Валентина Быкова,

генеральный директор ресторана «Колесо времени»

Это вторжение неправомерно. В законе о СМИ сказано, что съемки можно проводить только в общественных местах. Кухня не общественное место. Но противодействовать ведущей Елене Летучей невозможно. Она пришла к нам с охраной - минимум 6 здоровенных лбов. Подступиться к съемочной группе было невозможно, потому что у нас нет штатных охранников, а администратор, который следит за порядком, не в состоянии справиться с таким количеством людей. После той съемки все работники кухни написали заявления об увольнении, потому что для них это был большой стресс.

Евгения Белоусова,

совладелец ресторана «Абажур»

Летучая действует как настоящий бандерлог, у нее отработанная техника - влететь так, чтобы никто не успел среагировать. Вогнать людей в ступор несложно: у сотрудников заведения нет опыта «приема» таких гостей. Пока. В программе говорят, что проводят съемку на основании закона о СМИ, но они неправильно интерпретируют этот закон. Даже журналисты в производственные помещения могут входить только по договоренности с представителями организации. «Ревизорро» же взяла нас «на испуг», потому что прекрасно понимает, что нарушает закон. Жаль, что у нас нет менеджера, который перевел бы ситуацию в шутку, усадил бы ведущую за стол и сказал: «Леночка, в холодильниках у нас ничего плохого нет, а теперь попробуйте наши фирменные вареники».

Директор ресторана «Рис и рыба»

(отказалась назвать имя)

На нашу небольшую кухню ворвались 16 посторонних человек, они беспределили полтора часа и на это время полностью остановили работу. Я советовалась с юристами и выяснила, что съемочная группа «Ревизорро» действует незаконно. Елена Летучая заходит на кухню, куда без разрешения могут заходить только врачи СЭС либо представители Роспотребнадзора. Ведущая не имеет права делать выводы о качестве еды без результатов официального анализа продуктов. Все рестораны постоянно проходят государственные экспертизы. Когда съемочная группа работает в зале, они подходят к гостям ресторана с камерой, не спрашивая у них, хотят ли они попасть в телепрограмму, и это тоже нарушение. Мы допустили оплошность: не снимали происходящее на видео. Считаю, в заведении должна быть не только охрана, но и юрист. Дать отпор можно только в том случае, если досконально знаешь законодательство.

Совет № 4 - Требовать соблюдения санитарных норм («Ревизорро» тоже их нарушает)

представитель администрации ресторана «Такэ»

Так как у нас ресторан японской кухни, в нем нет дверей, и проникнуть на кухню просто. Летучая не надевала специальный головной убор, она приходит без спецодежды. Наши сотрудники попытались ее остановить, но ничего не вышло. Единственный аргумент, имеющийся у рестораторов, - санитарные правила работы заведения общественного питания, которые подписывает санитарный врач. Они запрещают посторонним людям посещать кухню.

Карина Чудакова,

технолог ресторана «Мизандари»

Команда Летучей очень быстро зашла на кухню, дверь у нас обычно открыта. Мы тут же вызвали полицию, после приезда которой съемочная группа вышла. Правда, она всё равно успела очень многое снять и помешать нашей работе.

Александр Донской,

директор ресторана «Алиса в стране чудес»

Люди в России думают, что если человек пришел с камерой, то он всегда прав. Раньше у меня было ощущение, что программу «Ревизорро» снимают честно. Но в нашем случае они подбросили губку для посуды в еду - это видели посетители. Мы сообщили в соцсетях об этом обмане. Передача всё равно вышла, и Летучая прокомментировала этот инцидент так, будто не было никакой подставы. Как этому противостоять? У меня нет четкого понимания, ведь в конечном итоге люди верят телевизору. Проблема еще и в том, что среди предпринимателей нет солидарности. Я написал своим коллегам-рестораторам на Арбате о подброшенной губке, и никто не поверил в это.

Виталий Шиканов,

менеджер ресторана «Лаваш»

Рекомендация Летучей - ерунда. После того, как она сказала, что не рекомендует «Лаваш», у нас стало еще больше посетителей (хотя и так было немало). То есть негативный сюжет принес положительный результат. Если Елена Летучая придет к нам еще раз, мы будем только рады: она сделала нам рекламу.

представитель PR-службы GG Bar

Не считаю, что нужно противостоять действиям Елены Летучей. Если нечего скрывать, то и бояться нечего. Она у нас была два раза. После первого визита мы приняли к сведению ее замечания. А во второй раз всё было прекрасно, и мы получили рекомендацию «Ревизорро». Мы не считаем, что съемочную группу надо выгонять. Замечательно, когда люди могут узнать, что творится на кухнях ресторанов.

24 февраля 2016

Нарушает ли Лена Летучая законы, заявляясь на кухни ресторанов и обшаривая номера отелей? Мы решили разобраться в юридических тонкостях. А поможет нам в этом юрист Олег Павлович

Нарушает ли Лена Летучая законы, заявляясь на кухни ресторанов и обшаривая номера отелей? Мы решили разобраться в юридических тонкостях. А поможет нам в этом юрист Олег Павлович.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

— Почему кто-то считает Летучую злостным нарушителем, а кто-то — блюстителем закона?

— Дело в том, что большинство российских законов, к сожалению, сформулированы так, что позволяют трактовать их в пользу обеих сторон. Возьмем, к примеру, статью 47-ю закона «О средствах массовой информации», которая определяет права журналиста: корреспондент имеет право на сбор информации. И — точка. А где та грань, через которую журналист не должен переступать?

— В чем состоят основные доводы защитников и противников?

— Сторонники Лены Летучей считают: журналист вправе беспрепятственно заявиться в то место, где готовятся продукты, которыми кормят людей, и убедиться в том, что этот процесс происходит цивилизованно. Противники Летучей напоминают о таком понятии, как «общественное или публичное место», где журналист имеет право беспрепятственно собирать информацию. И задают вполне резонный вопрос: а является ли кухня частного заведения, которое занимается общепитом, общественным местом? На этот счет единого и четко сформулированного юридического мнения не существует. Здесь и возникает множество вопросов.

— Предположим, что кухня — это все-таки общественное место…

— Да, допустим, что корреспондент может зайти на кухню. Предположим, может применять видеосъемку, общаться с сотрудниками кухни и осматривать ее на предмет чистоты и иных санитарных норм. Однако речь не может идти об обшаривании холодильников, шкафов… Здесь проходит еще одна тонкая грань. Я, например, считаю, что это больше похоже либо на досмотр, либо на обыск. Изучив закон «О СМИ», вы не найдете там «разрешения» журналисту, который имеет право получить информацию от гражданина, залезать в чужой карман и проверять содержимое его кошелька. Или изучать, извините, чистоту его носков или степень дырявости его ботинок.

— Важный момент: съемочная группа заходит в спецодежде.

— Наличие халата, шапочки и даже медкнижки — это еще не индульгенция для проникновения на кухню.

— Вы упомянули видеокамеру… Она играет какую-то роль?

— Есть такое понятие, как «право на персональное изображение». Снимать сотрудников общепита телевизионщики могут, даже если повара и официанты этого не хотят. А вот публиковать и тиражировать их изображения можно только с их согласия.

— А если Летучая заходит в гостиницу и снимает работника ресепшена?

— Гостиница — не государственный орган, не пресс-служба. Отель — как правило, частная организация, у нее нет обязательств предоставлять информацию, которую, к примеру, обязаны озвучивать госслужащие. Если человека снимают, а он говорит: «Я против!», вы обязаны соблюдать права собеседника. Еще я бы отметил, что обстановка каждого ресторана или отеля — в той или иной степени предмет авторского права. Я, будучи дизайнером, могу запретить тиражировать снимки моего интерьера. Например, потому, что считаю: кто-то возьмет и воспользуется моим дизайнерским ходом.

— Давайте резюмируем: нарушает или же не нарушает программа «Ревизорро» законы?

— Сказать, что авторы проекта не правы или нарушают закон, однозначно нельзя. Лично я занимаю компромиссную позицию. Считаю, что журналист имеет право доступа на кухню, поскольку это не режимный объект. Коммерсант, который занимается изготовлением продуктов, не может засекретить информацию, касающуюся санитарно-эпидемиологической обстановки или других нормативов. С другой стороны, остается понятие «коммерческая тайна», у любого человека есть право на частную собственность и ее неприкосновенность. Также я как юрист считаю, что шарить по шкафам, щупать продукты, нюхать их, ковырять в них пальцами и вытаскивать из холодильников и морозильных камер — это не совсем законно.

— Что бы вы посоветовали продюсерам «Ревизорро»?

— При них все время должен находиться представитель надзорного или проверяющего органа. Если, например, возьмет с собой представителя Роспотребнадзора, то пускай этот товарищ и лазает по шкафам, а съемочная группа — фиксирует процесс.

— А чем объясните такое мизерное количество судов «Ревизорро»? То ли один иск, то ли два…

— Сама по себе передача правового значения не имеет. Это — информационный продукт для потребителей. Программа — не повод для привлечения к ответственности. Кроме того, вступив в борьбу с любым федеральным каналом, ресторатор оказывается в проигрышной ситуации. У человека нет возможности ответить адекватно. Да, возможно, через год-другой телевизионщики признают неправоту «Ревизорро», телеканал обяжут опубликовать опровержение. И они мелким шрифтом напишут об этом в уголке. Рестораторы и отельеры прекрасно понимают, что на выходе эффект будет небольшой. Если эфир программы не повлиял на рентабельность заведения, владелец просто махнет рукой. Суд — процедура долгая, непростая и довольно затратная. Проще пережить минуту позора.

Официально: руководство «Пятницы!»:

— На канале работает команда юристов, которая занимается только проектом «Ревизорро». Еще до старта съемок они проработали все правовые вопросы и тщательно проинструктировали съемочную группу. Кроме закона «О СМИ», Лена Летучая руководствуется постановлением правительства РФ № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», обязывающим исполнителя «предоставить потребителю возможность ознакомления с условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания». И потребитель вправе получить «дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд». Собственно, условия приготовления блюд чаще всего и становятся основной причиной, по которой заведения не проходят проверку «Ревизорро».

Другое мнение: Сергей Жорин, эксперт «Ревизорро-шоу»:


В проекте «Ревизорро-шоу» Лена Летучая и Кирилл Нагиев рассказывают, как не попасться на крючок хитрых рестораторов. Фото: Канал «Пятница!»

— В соответствии с законом «О СМИ» журналист имеет определенные права посещать организации, учреждения и добывать информацию любыми, не запрещенными законом способами. Надо понимать, что у журналиста права несколько расширены по сравнению с правами обычного гражданина. Обычно рестораторы говорят, что журналист — постороннее лицо, и вход на кухню ему запрещен. Если руководствоваться логикой рестораторов, то пожарные, чтобы при пожаре попасть на кухню, должны оформиться в штат организации. Журналист выполняет свою работу, предусмотренную законом и оговоренную редакционным заданием. Он не просто так пришел заглянуть в кастрюлю.

Дополнительно я посмотрел, как суды оценивают, кто является посторонними лицами, а кто — нет, обязательно ли человек должен находиться в штате организации. Нашел много судебных решений и постановлений. В частности, посторонними лицами на кухне являются сотрудники организаций, которые должным образом не экипированы. То есть первичным являются экипировка и наличие санитарной книжки.

Могу с уверенностью сказать, что — четкая и безупречная. Она не является посторонним лицом. Она в соответствии с законом «О СМИ» добывает информацию. Не нарушает нормы и подзаконные акты, регулирующие доступ на кухню.

Суд да дело

Пару месяцев назад сеть быстрого питания «Роял Бургер» (работает в Амурской области, Хабаровском крае и Приморье) выиграла суд у «Ревизорро». Причиной тяжб стал выпуск, который вышел в эфир 2 января 2015 года. Летучая, нагрянув во владивостокский ресторан «Роял Бургер», заявила, что тамошние работники «травят людей машинным маслом», «все торты давным-давно испортились», а на тех, что продают гостям, перебита маркировка. Компания «Инфинити ФФ», которой принадлежит сеть «Роял Бургер», посчитала, что все эти слова сильно повлияли на репутацию ее заведений. И обратилась в Арбитражный суд Москвы. Тот, в свою очередь, обязал опровергнуть все нелицеприятные фразы, а также удалить запись злополучной программы с сайта канала. Стерев ролик, телевизионщики и их юристы продолжают настаивать на своей правоте.

— Считаем, что нарушений со стороны съемочной группы и телеканала не было как в указанном выпуске, так и в последующих. В связи с чем мы не опасаемся исков со стороны упоминаемых в сюжетах программы организаций и предприятий.

— Я советую всем рестораторам тщательней изучать законы, — заявила, в свою очередь, Летучая «Телепрограмме». — И вместо того чтобы оправдывать себя, лучше бы навели порядок на кухне своего заведения!

Не на тех напали

Кто-то предпочитает «решать дела» в суде, а кто-то — при помощи кулаков.


Драка в Салехарде стала, пожалуй, самой громкой и резонансной. Фото: Канал «Пятница!»

Ярославль

Ведущая посетила ресторан на набережной. Работники заведения приняли ведущую, мягко скажем, негостеприимно. Пытались выгнать ее и съемочную группу из производственного цеха. Обеим сторонам пришлось вызывать полицию.

Анапа

На Летучую и ее съемочную группу напали сотрудники одного из ресторанов, пытаясь во что бы то ни стало забрать видеокамеру. Следователи Анапы отказались возбудить уголовное дело против владельца кафе. Однако Генеральная прокуратура лично взяла под контроль расследование нападения.

Мурманск

Охранник кафе «Юность» накинулся на после того, как во время съемок очередного выпуска передачи она обнаружила на кухне заведения просроченные вареники. На место происшествия прибыл наряд полиции. Однако в итоге в региональном управлении МВД журналистам заявили, что от съемочной группы заявления так и не поступило.

Омск

Сотрудники ресторана «Старый Омск» преградили путь съемочной группе столом. В итоге были сломаны две камеры и микрофон. Более того, Летучую дважды окатили холодной водой из ведра.

Салехард

Конечно, это можно назвать простым совпадением, но некоторые городские для посетителей. В числе работающих осталось кафе «Виктория». Несмотря на мат и угрозы со стороны владельцев заведения, Летучая в сопровождении двух операторов начала проверку. Когда съемочная группа дошла до дурно пахнущего туалета, терпение работников кафе лопнуло. Повара, охранники, владелец ресторана и даже его жена буквально пинками выгнали телевизионщиков на улицу, после чего набросились на них с кулаками, пытаясь отобрать камеры.

Текст: Михаил Рябиков и Антон Арасланов (Радио «КП»)

«Ревизорро »
По средам/18.00, Пятница!

« »
По средам/19.00, Пятница!

По просьбе Федерации Рестораторов и Отельеров Межрегиональной общественной организацией содействия развитию и укреплению гражданского общества «Лиги Закона» был проведен правовой анализ действий журналистов в предприятиях общественного питания на примере программы «Ревизорро» телеканала «Пятница ».

1. Согласно действующему законодательству деятельность журналистов регламентируется Законом РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1, в соответствии с которым в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации (ст.1 Закона РФ «О СМИ»).

Ограничение свободы средств массовой информации устанавливаются различными нормативно-правовыми актами в зависимости от сферы общественных отношений. Данные ограничения имеется в сфере деятельности коммерческих организаций. На основании возможных ограничений, предусмотренных Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, ФЗ «О коммерческой тайне» № 98 от 29.07.2004 г., ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149 от27.07.2006 г., Гражданским кодексом РФ часть 4 об авторском праве (ФЗ №35 от 12.03.2014 г.), действия журналистов телеканала «Пятница» могут быть признаны противоречащими закону.

2. Гражданским кодексом РФ установлена охрана изображения гражданина, в этой связи действия журналистов телеканала «Пятница» могут нарушать права гражданина, поскольку обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина (ч.1 ст. 152.1 ГК РФ).

Рассматривая данный вывод следует отметить, что на основании ч.2 ст.152.1 ГК РФ согласие гражданина не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

Так как кухня ресторана не является публичным или общественным местом (общественное место в науке определяется как территория или пространство потенциального местонахождения людей, куда каждый может попасть свободно и не платя за вход, в КоАП РФ под общественным местом понимается улицы, стадионы, скверы, парки, транспортное средство общего пользования. Конкретного понятия «общественное место» в российский закон не дает), дальнейшее использование видеоизображения сотрудников ресторана допустимо исключительно с их согласия. В случае отсутствия согласия на использование изображения лиц, находящихся на кухне ресторана или его подсобных помещениях, обнародование видеоматериала незаконно.

3. В соответствии со ст.1259 ГК РФ объектами авторского права признаются произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, а также фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, на основании этого журналисты телепрограммы «Ревизорро» могут нарушать авторские права связанные с интерьером ресторана. Дизайн ресторана, картины, фотографии, которые находятся в зале ресторана или на кухне, элементы оформления и декора являются собственностью либо его автора либо иного законного правообладателя, в частности, собственника ресторана. В случае если съемочной группой не было получено согласие на публичную демонстрацию указанных элементов автор или собственник вправе подать иск в суд.

Следует иметь ввиду, что сам факт фотографирования или видеосъемки дизайна и иных объектов авторских прав не нарушает прав автора или его собственника, нарушением является публичная демонстрация и использование изображения этих объектов без согласия правообладателя.

4. Нахождение сотрудников телеканала «Пятница» на территории кухни нарушает действующие стандарты и правила в области предоставления услуг населению, а именно, своими действиями нарушаются:

ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования", утвержден постановлением Госстандарта России от 5.04.1995 N 200;

– ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 г. N 475-ст;

– ГОСТ Р 50763-2007 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 г. N 474-ст;

– Стандарт отрасли ОСТ 28-1-95 "Общественное питание. Требования к производственному персоналу", утв. Комитетом РФ по торговле 1 марта 1995 г.;

– Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов",

– Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья",

– Санитарные правила СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Наличие медицинской книжки у ведущей не может являться основанием для нахождения ее кухне ресторана и прикосновения к продуктам питания, также не установлен факт отсутствия каких-либо противопоказаний нахождения на кухне у других членов съемочной бригады.

— Стиль для программы «Ревизорро» я создала сама — услугами стилистов не пользуюсь. Для пилотной программы я завязала волосы в ставший фирменным пучок, накрасила губы красной помадой и надела юбку-карандаш с блузой. Это тот стиль, который мне всегда был близок, то, в чем я себя комфортно чувствую. И, наверное, первые 15 выпусков я снималась в собственной одежде. Потом стало понятно, что возможности моего гардероба не безграничны и нужно искать того, кто сможет одевать меня для кадра. С тех пор всю одежду берем в магазине VASSA&Co.


Я не отношу себя к представителям шоу-бизнеса — я журналист, отстаивающий права потребителей. Поэтому никогда не выберу рюши, оборочки, туфли на каблуке в сочетании с огромной платформой, которые будто специально производят только для русских женщин. Считаю, что сексуальность кроется в элегантности и юбка чуть ниже колена может будоражить воображение гораздо больше, нежели мини-юбка. В 25 лет я носила короткие юбки, но всегда в сочетании с закрытым верхом и, например, ботинками. Юбка размером с ладонь и шпильки — не мой вариант. Просчеты в стиле позволительны девушке до 30 лет, когда она ищет себя, экспериментирует. Но если после 30 женщина не научилась одеваться, то ей уже ничто не поможет.


Когда я была студенткой финансово-экономического колледжа, ко мне все общежитие приходило за советами, что с чем надеть. Мне всегда была интересна мода. Правда, класса до седьмого-восьмого мама одевала меня скорее удобно, нежели модно и стильно. Когда мне купили первые джинсы и я пришла в них в школу, то услышала от одноклассника Леши знаменитую фразу из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»: «О, в джинсы облачились даже самые отсталые слои населения!» Было так обидно. (Смеется.) Но потом, когда я уже стала взрослее, мне начали покупать стильные обновки. Причем мама всегда повторяла: «Не нужно брать супермодную вещь, которая есть у большинства. Лучше купить лосины похожей модели, но немного другие!» Еще мама научила меня комбинировать вещи. Каждый раз объясняла: покупая что-либо, обязательно подумай, с чем ты сможешь это сочетать. А когда гардероб небольшой, тем более необходимо понимать, что вот эта блуза подойдет и к брюкам, и к юбке, и к блейзеру, и под пиджак. Мой гардероб не назовешь маленьким, но он все равно универсальный — как конструктор.

— За кожаными подтяжками я буквально охотилась — все никак не могла найти. Но они полностью оправдали мои ожидания. Прекрасный аксессуар к джинсам клеш. Фото: Юлия Ханина

В командировки программы «Ревизорро», которые длятся шесть-семь дней, я беру с собой огромный чемодан — вся группа его дружно ненавидит. У меня там много вариантов одежды, туфли. Я всегда тщательно продумываю любой свой образ вплоть до цвета лака на ногтях.


Я с интересом смотрю показы ведущих дизайнеров, fashion-съемки в журналах и не считаю зазорным брать на вооружение чьи-то понравившиеся образы. Например, мне очень симпатичен стиль певицы . Как-то увидела на ней розовое платье а-ля ночнушка, белые кеды и джинсовую курточку. В итоге купила себе ночную сорочку La Perla (дорогое белье — моя слабость) насыщенного синего цвета, джинсовую куртку и конверсы. Этот комплект я выгуливала в Майами во время отпуска и не раз слышала комплименты в свой адрес, а вот в Москве пока не решаюсь — все-таки у нас люди не такие раскрепощенные в плане стиля. Шопингом в России занимаюсь редко, но есть отечественные дизайнеры, которые мне симпатичны. Например, Ольга Якубович. История нашего знакомства началась с пиджака ее марки — я примерила его на одной съемке и сразу поняла, что хочу купить. Очень сложно найти идеально скроенный, а значит, хорошо сидящий вариант. Ольга шьет также платья по эскизам 50-60-х годов прошлого века — это то время, когда женственность была на пике. Я купила у нее несколько маленьких черных платьев, в одном из них снялась для «ТН» — считаю, что подобный вариант, и не один, непременно должен быть в гардеробе каждой девушки. В таком можно и на вечерний коктейль в ресторан, и на деловую встречу.

— Сразу несколько черных платьев я купила у российского дизайнера Ольги Якубович. Подобный вариант должен быть в гардеробе каждой девушки. Фото: Юлия Ханина

Люблю предметы мужского гардероба на женщине. Поэтому у меня много пиджаков, брючных костюмов, есть фрак. Еще мой пунктик — шляпки — прекрасный способ завершить образ, сделать его небанальным. У меня несколько шляпок от Филипа Трейси, одну из них дизайнер подарил мне лично, когда приезжал в Москву. Нас с ним представили друг другу, и он решил сделать мне такой подарок. Может, дело в моей энергетике? Говорят, она у меня положительная. (Смеется.)

— Этот белый костюм я шила на заказ. Видно, что он мне большеват, — в принципе так и было задумано. Мне очень нравятся мужские вещи в женском гардеробе — считаю, что это женственнои сексуально. Фото: Юлия Ханина

Шопинг — проверенное средство от всех невзгод, включая непогоду. Как-то ливень застал меня в Третьяковском проезде напротив витрины бутика Chanel. Тогда-то я и вспомнила, что мне нужна черная сумочка. Не буду говорить, сколько она стоила, — я жуткая транжира! Дорогие покупки делаю нечасто, но тут решила потратиться, так как аксессуары должны быть качественными. Деньги для меня — это в том числе возможность доставить себе удовольствие, это энергия, которая должна циркулировать, иными словами, не застаиваться. Чем больше тратим, тем больше зарабатываем — у меня такой подход. А еще я все купюры в кошельке очень аккуратно, бережно складываю — считаю, это тоже важно. Кстати, я только к 36 годам начала что-то откладывать и в принципе заниматься планированием бюджета. Раньше об этом не задумывалась. Даже когда было туго с деньгами, могла на последние купить лодочки любимых марок Manolo Blahnik или Jimmy Choo — столько они мне радости приносили. И неважно, что на еду почти ничего не оставалось: «Зато попа будет меньше», — говорила себе я.


Когда предстоит какая-либо съемка, я всегда прошу, чтобы привозили много вариантов одежды. Если вижу, что вещь не моя, — не надену. Недавно принесли платье, больше похожее на мешок — совершенно бесформенное! Говорю: «Не буду в нем сниматься, оно меня не украшает». Но тут взгляд мой упал на крутые кеды стилиста, заявляю ему: «Вот дашь мне свою обувь — тогда снимусь в платье!» (Смеется.) А тот бы и рад, да у него 43-й размер. В общем, уехала я с подобными кедами, но своего размера — магазин Gerard Darel, в котором они продавались, оказался рядом. Еще любопытный случай, из серии спонтанных приобретений, связан с туфлями Christian Louboutin. Когда я некоторое время работала редактором на Первом канале, мы делали программу о выпускных вечерах. Пригласили звезд, каждая из которых помогала нашим героиням-выпускницам выбрать наряд. Среди гостей была Лолита, которая принесла на съемку много туфель — вот одни из них я и выкупила. Не люблю колодку Christian Louboutin, но конкретно эти сели идеально.


Знаете, мне в семье никогда не говорили, что я красивая. У нас не принято было делать акцент на внешности. Сколько помню, родители всегда повторяли, что нужно стремиться к самостоятельности, быть независимой во всех смыслах. Но когда я еще училась в школе, подружки начали говорить, что мне смело можно идти в модели. Потом, в колледже, я встречалась с самым красивым мальчиком на курсе. То есть постепенно я начала понимать, что моя внешность вызывает реакцию. Где бы я ни появилась, на меня всегда обращают внимание мужчины. И видеть производимый эффект, безусловно, приятно. При том что я, наверное, произвожу впечатление холодной женщины, у меня типаж снежной королевы. И в жизни я девушка не влюбчивая, честно. Всем мужчинам, с которыми меня связывали отношения, сначала надо было завоевать мое внимание. Но было исключение! Однажды мне очень понравился молодой человек — он занимался в том же спортклубе, что и я. Я намеренно делала так, чтобы он меня заметил, — надевала сексуальную одежду в зал (спортивная, безусловно, тоже может быть такой), строила ему глазки и в итоге быстро достигла результата. Скажу лишь, что когда мы первый раз поцеловались, я едва не потеряла сознание, такой силы было влечение! (Хохочет.) Вообще я люблю мужчин, которые действуют по принципу «пришел, увидел, победил». Люблю завоевателей, которые четко знают, чего хотят, и умеют привлечь внимание ­понравившейся женщины. И рядом со мной именно такой мужчина. Про нас писали всякую чушь, вроде того, что он женат и . Это неправда, мы начали встречаться, когда он уже расстался с женой. У нее тоже другие отношения, и все счастливы.

— Многие не любят желтый цвет, считаю, что незаслуженно. Фото: Юлия Ханина

Любимому нравится, как я одеваюсь, он часто делает мне комплименты. Вот мы едем с ним в парк кататься на лонгбордах — и он удивляется, где я нашла такой классный костюм для прогулки. А я действительно продумываю, в чем буду кататься на лыжах или в чем встану на серф. Я заранее постараюсь и найду самые стильные костюмы, комбинезоны. Всегда нужно помнить о том, что мужчины любят глазами. Поэтому я никогда не позволю себе ходить перед моим мужчиной в мятом халате и растрепанной.

Я стараюсь быть разной. В кадре и для красных дорожек часто выбираю элегантную классику, а в жизни люблю авангард, с интересом миксую вещи из разных стилей, например платье с кроссовками от Rick Owens. В Москве у меня есть любимый магазин одежды — SVMoscow. Даже французский Vogue признал его одним из лучших в мире по собранию авангардных марок вроде Maison Margiela, Ann Demeulemeester, Marni, Rick Owens и других. Магазин недешевый, но там есть вещи, которые мало где можно найти. А еще я большая поклонница интернет-магазина NET-A-PORTER. Я их VIP-клиент, так как регулярно что-то покупаю: и себе, и в подарок. Три дня — и заказ у тебя. Например, через NET-A-PORTER я заказываю джинсы от — у них идеальная посадка, качественный деним. В том же магазине я частенько заказываю вещи для любимого: у него хороший вкус, но кто, как не любящая женщина, способен подобрать для своего мужчины все самое лучшее? (Улыбается.)