Что поставить на поминальный стол. Какие блюда можно приготовить на поминальный обед

Многие задаются вопросом, что через 1 год после потери близкого человека. И здесь важно составить не только вкусное меню - главное, чтобы оно соответствовало церковным канонам. Ведь в христианстве считается, что именно через год со дня смерти душа соединяется с душами предков. Отныне трехэтапный ритуал поминовения считается законченным. Теперь в честь памяти близкого человека можно собираться в узком семейном кругу в специальные поминальные дни или какие-нибудь важные даты, связанные с тем, кого больше нет.

Общие правила проведения поминок

Если при жизни человек был крещеным, то накануне поминок в церкви нужно заказать заупокойную Литургию. Она совершается специально для поминовения, когда звучат особые молитвы об усопших. Кроме того, можно написать имя человека на специальных записках, которые составляются в храме. Панихида не проводится по самоубийцам.

Если поминки выпадают на время Великого поста, то они переносятся на ближайшие выходные дни.

На нужно сходить на кладбище. Это важно в практических целях: могила требует ухода и благоустройства, оградка - обновления покраски. Будет символичным именно к этому дню заменить временный памятник или крест. С духовной точки зрения навестить своего родственника или друга просто необходимо, потому что в этот день важно действительно вспоминать человека, говорить о нем, молиться за его душу, раздавать милостыню. Рекомендуется угощать тех, кто в этом нуждается, - не имеющих крова бродяг или живущих бедно. При этом стоит непросто называть имя поминаемого человека, а кратко рассказывать, каким он был, вспомнить его хорошие дела. После этого можно попросить помолиться о нем. Издавна считается, что молитва тех, кто обделен земными благами, имеет больший вес, потому что такие люди ближе к Богу. Они живут надеждой и верой, а значит, их искренняя просьба об умершем, обязательно будет услышана.

Будет правильным принести цветы. На поминках они должны быть только живыми.

С этим требованием связано несколько обычаев. Первый тянется еще из Древнего Рима, когда весной могилы стали украшать всевозможными цветами, и не в специальные дни, а в обычные, чтобы таким образом сделать место захоронения красивее. Через некоторое время кладбища превратились в цветущие сады. В итоге церковь запретила брать на похороны любую цветочную атрибутику, включая венки, чтобы родственники концентрировались на молитвах.

Христианская традиция проповедует другое - бессмертность души. Это своеобразная аллегория о том, что человек, как и цветок, никогда не умирает. Он получает воскресение и вечную жизнь в другом, лучшем мире, а душа постоянно перерождается. Что касается венка, то в нем обязательно должен быть крест. Это воплощает духовную глубину скорби, молитвенное пожелание душе обрести покой. Таким образом, живые цветы, в отличие от искусственных, символизируют вечную жизнь, вечную любовь и вечную память. Поэтому сложилась традиция использовать в траурных процессиях и элементы вечнозеленых кустарников и деревьев.

Помещение и внешний вид

Отдельно стоит поговорить о месте . Это вопрос, конечно, индивидуальный, он зависит от возможностей и желания родственников. Можно арендовать специальное помещение и пригласить всех желающих либо тех, кто был близок умершему. Тогда необходимость обдумывания меню пропадет сама собой, потому что общественные заведения имеют стандартные варианты на разные случаи. Вам лишь понадобится утвердить имеющееся меню или дополнить его некоторыми блюдами. Однако с духовной точки зрения место поминовения человека должно быть с ним связано, поэтому многие семьи проводят памятные вечера дома.

Что касается одежды, то здесь все не так строго, как в день похорон. Приветствуется официальный стиль: костюмы, блузки, однако в скромных свитерах и джинсах нет ничего страшного. Главное, чтобы одежда была нейтральных оттенков. Это необязательно черный цвет, но футболка с бросающимся в глаза рисунком явно будет неуместной. Важно понять, что смерти являются актом памяти и уважения. Это не развлекательный вечер, но и превращать его в скорбный тоже не стоит.

По церковным канонам, долго скорбеть нельзя.

Нужно верить и радоваться, что наш близкий отправился в лучший мир. Тем, кому чужда эта позиция, стоит посмотреть на нее иначе - глазами того, кого хотите помянуть. Хотел бы он видеть, что вся семья, друзья и коллеги заливаются слезами? Или ему было бы приятно услышать истории, которые всех вас связывают? Обидело ли бы его, что вы надели красное платье, или он отметил бы ваш вкус? Улыбнулся бы он тому, что играют его любимые песни, или предпочел бы тишину? Как видите, универсального ответа нет.

Организация поминальной трапезы

В память об умершем необходимо символическим образом выделить ему место за столом: поставить стул, приборы, в рюмку налить воды и накрыть ее кусочком хлеба. Трапеза должна быть простой. Это особенный ритуал на поминках. Она служит не насыщению, а памяти и объединению семьи. Его цель - поддержание физических и душевных сил. Поэтому стол не должен ломиться от обилия блюд, чтобы вечер памяти не превратился в шумное застолье.

Сама традиция зародилась в языческие времена, когда на могиле усопшего вкушалась пища. У восточных славян погребальным обрядам сопутствовали песни, танцы, различные состязания. Считалось, что чем громче, ярче и богаче провожают человека в последний путь, тем легче будет его новая жизнь в другом мире.

По христианским правилам, в поминальной трапезе важна не еда и антураж, а скромность, смирение и духовность.

К тому же церковь настаивает на отсутствии алкоголя, потому что под его влиянием забывается повод мероприятия. А то, что спиртные напитки сами по себе относятся к веселящим, делает их присутствие на поминках повторением языческих традиций. Тем не менее в наше время поминальный ужин редко обходится без алкоголя, поэтому необходимо сделать употребление символическим. Игристые и сладкие напитки на таких мероприятиях недопустимы, как и распространенная ошибка поливать спиртным могильную землю. Церковь считает это чрезвычайным неуважением к усопшему и рассматривает как грех.


Что обязательно на поминальном столе?

Сколько бы времени ни прошло со дня смерти человека — 9 дней, 40 или один год, - поминальные трапезы в его честь должны включать традиционные для таких мероприятий блюда и продукты. Это кутья, блины, кисель и мед.

Кутья использовалась во время ритуалов поклонения умершим еще в Древнем Риме. В Греции вареную пшеницу с фруктами и ягодами подавали на похоронах. В христианский быт она попала из языческих обрядов сходного толка. Символизм кутьи в том, что зерна являют собой жизнь, смерть и перерождение. Попадая в землю, они дают новое дыхание, расцвет, пищу. С этим связано и употребление изюма, ягод, орехов. Мед в каше символизирует благополучие, сладкую и счастливую жизнь. А если вспомнить, что религия рассматривает смерть как путешествие в лучший мир, то появление этого блюда на поминальном столе приобретает более глубокий смысл.

Готовится кутья просто. Для этого понадобится 0,5 кг риса или пшеницы, курага, мед, изюм и мак по желанию. Зерна нужно замочить в воде на несколько часов, а потом варить до готовности. Сладкие добавки подсыпаются в конце.

Употребление же киселя сегодня является больше данью традициям. При нынешнем разнообразии безалкогольных напитков кисель можно заменить соком, лимонадом, узваром или компотом. Для последнего могут подойти как свежие, так и замороженные ягоды и фрукты. В большой кастрюле воду нужно довести до кипения, затем всыпать основные ингредиенты, добавить сахар. Все это варится до появления насыщенного цвета и ярко выраженного аромата.

Подаваемый компот должен получиться нейтральным - не кислым, но и не очень сладким.

Примерное меню

На поминальных встречах подают первые блюда. Это легкие супы, иногда уха, но чаще всего домашний борщ. Его приготовление начинается с бульона из мяса на кости, к нему спустя некоторое время добавляется картофель. Параллельно на сковороде пассеруются овощи, после чего их тоже отправляют в кастрюлю вместе с нашинкованной капустой и специями. Спустя 15–20 минут борщ можно снимать с плиты. Там, где есть первое блюдо, должно быть и второе. Это может быть картофельное пюре, макароны, гречневая каша или лапша. Ее готовят из муки и яиц, варят на курином бульоне со специями.

В качестве закусок используются бутерброды, рулет из лаваша, запеканка, котлеты, нарезка из колбасы и сыра, холодец, рыба, фрукты. Можно также приготовить слоеные пирожки. С готовым магазинным тестом их сделать гораздо проще, останется выбрать начинку и положить десерт в духовку.
Таким образом, примерное меню для поминальной трапезы можно представить так:

  • кутья;
  • борщ;
  • селедка;
  • пюре;
  • котлеты или жареное мясо;
  • бутерброды;
  • свежие фрукты и овощи;
  • соленья (в том числе и грибы);
  • выпечка (булочки, блины или пирожки);
  • конфеты;
  • компот, минеральная вода.

Существует еще одна неофициальная традиция - подавать то, что нравилось умершему. Его любимые салаты, выпечка, закуски могут идеально дополнить список традиционных блюд. Если же поминки приходятся на время поста, меню должно быть другим. Нужно исключить все, что содержит продукты животного происхождения. Подавать можно постный борщ, кутью, картофель с грибами, компот, котлеты из моркови или капусты, салаты. Это может быть вариант из огурцов и помидоров или из редиса и моркови, а также винегрет. Готовится он из вареных овощей: моркови, картофеля и свеклы с добавлением соленых огурцов, зеленого горошка и лука.

Идеально для постного стола подойдут блины. Они тоже имеют символическое значение. О нем мы знаем еще с масленичных традиций - это чествование солнца, обновления, новой чистой жизни. Понадобятся пшеничная или гречневая мука, сухие дрожжи, вода и сахар. Все перемешивается, затем добавляется соль и растительное масло. Выпекать блины нужно на горячей сковороде. В качестве начинки можно использовать грибы.

И снова о молитве. Перед вкушением пищи самый старший представитель семьи обращается к Богу и произносит добрые слова об умершем. Трапеза начинается с кутьи - каждый должен съесть хотя бы несколько ложек.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной. Лук с морковью переложить в миску, и на оставшемся масле обжарить шампиньоны 4 минуты. На второе при постном поминальном столе подойдут блюда с грибами. Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Из постного дрожжевого теста, приготовленного по этому рецепту, можно выпекать пироги с разными начинками, открытые и закрытые.

Делается это потому, что только в эти дни (по выходным в пост) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, совершаются панихиды. Также на столе должны присутствовать блины. В постную неделю они готовятся без яиц и молока, однако это никак не сказывается на их вкусовых качествах. Кутью подают гостям в качестве первого блюда, соблюдая следующий порядок. Даже легкие вина на таких поминках будут неуместны.

Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминальный обед зовут лишь самых близких родственников. Однако не стоит заменять это блюдо газировкой и любой сладкой водой из бутылки, соком. Компот традиционно присутствовал на поминальном столе у славян с давних времен. Традиционно на поминальном столе должны присутствовать пироги.

На первое приготовьте любой суп, щи или борщ, однако не на мясном бульоне, а с фасолью, бобами, чечевицей. Можно приготовить грибной суп-пюре. Можно приготовить соевые котлеты или даже соевые отбивные.

Меню поминальной трапезы или Что приготовить на поминки

Зелень вымыть, обсушить и порубить. Половину обжаренного лука переложить в миску и отставить в сторону. Приготовить начинку: Рис промыть и отварить до полуготовности в подсоленной воде. Воду слить. Морковь вымыть, очистить и натереть на крупной терке. Лук очистить и мелко порезать. Приготовить томатно-сметанный соус: Сметану соединить с томатной пастой, развести соус водой, посолить и поперчить. Приготовить начинку. Шампиньоны вымыть и нарезать ломтиками.

Кисель на поминки

Чеснок очистить и мелко порубить. Лук очистить и мелко порезать. Приготовить заливку: соединить воду, томатную пасту, добавить немного соли и хорошо перемешать. Поставить рыбу с овощами в духовку на средний огонь и запекать 40 минут до готовности. Положить яблоки в посуду, добавить сахар- песок, сливочное масло, немного воды и припустить.

Вот почему в поминальном обычае сохранился кисель в таком виде: с молоком. Овсяную муку можно приготовить самим, перемолов в кофемолке овсяные хлопья. Горячий кисель разлить в формы, дать ему застыть и разрезать ножом на порции. Добавить в настой хорошо промытую пригоршню изюма и оставить при комнатной температуре еще на полдня.

Далее все как в рецепте: дать настояться два дня, слить, добавить сахар и изюм, снова дать отстояться и убрать бутылки в холодильник. Обязательной частью поминальной трапезы считается кутья - каша из пшенных круп или риса с добавлением меда и сухофруктов. Это блюдо по религиозным представлениям символизирует воскрешение усопшего на том свете и как бы «услащает» его пребывание на небесах.

Сначала блюдо приносят самым близким родственникам покойного, затем тарелки с кутьей ставят перед друзьями, коллегами и знакомыми усопшего. Кисель для поминальных обедов готовили испокон веков, и будет правильно соблюсти эту давнюю традицию.

Так, на поминальный стол можно поставить винегрет, сельдь под шубой, квашеную капусту, салат из огурцов и помидоров. Оставшиеся блюда можно раздать соседям или угостить коллег на работе, попросив их помянуть близкого вам человека. Морковь, репу и петрушку нарезать кружочками и положить в кастрюлю. Лавровый лист и душистый перец кладут в щи вместе с морковкой.

Зелень лука-порея мелко нарезать и ввести в рассольник. Стволики пряной зелени нарезать крупкой и положить в кастрюлю, снятую с огня. Дать настояться под крышкой. Разобрать и нашинковать листья капусты.

Соленые грибы надо промыть в холодной воде и также нарубить. Таким же образом можно приготовить икру из соленых помидоров. Цветную капусту отварить в соленой воде и разобрать на соцветия. Солить щи из квашеной капусты нельзя - можно испортить блюдо. Щи вкуснее, чем дольше варятся. Крупную красную фасоль замочить в холодной воде на ночь и затем сварить до готовности.

Приготовление пирога: из 500 г муки, 2 стаканов воды и 30 г дрожжей и 1/2 ч. ложки соли приготовить простое дрожжевое тесто, дать ему подойти. Обжарить в растительном масле много мелко нарезанного лука, переслоить им выпеченные лепешки, укладывая их одна на другую, и запечь пирог в духовке. Белую некрупную фасоль замочить в холодной воде на ночь. Залить подготовленную фасоль свежей холодной водой, довести до кипения, добавить половину нормы растительного масла и варить около получаса.

Алкоголь на поминках

Узвар (взвар) – это традиционный компот из сухофруктов с медом. Можно подать его современный аналог: компот из мороженых ягод или кураги. Их еще раздают гостям после окончания трапезы. Из готового теста сформируйте шарики и дайте им подойти. Если подать его с гренками, получится не менее сытно и вкусно, чем обычное мясное первое. Например, отварная картошка в грибном соусе, тушеный картофель с грибами, лапша с грибами. После зажарки в сухарях, они станут достойной заменой своим мясным прототипам.

Тесто для постных пирожков делается по рецепту, приведенному ниже. В качестве начинки можно использовать грибы, лук, зеленый лук, щавель. Тесто для постных пирогов можно приготовить по такому же принципу, выбрав для начинки любые овощи, ягоды или сухофрукты. Несмотря на наличие ограничений, поминальный стол, тем не менее, можно накрыть разнообразными, вкусными и сытными блюдами.

Смерть близкого друга или родственника - это событие, наполняющее скорбью сердце каждого человека. Но верующие люди находят утешение в молитвах и действиях, способствующих тому, чтобы душа усопшего как можно легче ушла из земной жизни. Поэтому искренние молитвы и поминки - огромная помощь в этом.

Значение 40 дней после смерти

По христианским обычаям, третий, девятый и сороковой день после смерти имеет для души усопшего особенную значимость, однако, сороковой день - наиболее важен для него, ведь означает, что душа навсегда покидает землю и предстает на Божьем суде для определения ее дальнейшей участи. И именно поэтому данная дата считается наиболее трагичной, нежели физическая кончина близкого или родного человека.

Наше тело всю жизнь находится в единстве с душой, но когда человек умирает, душа оставляет тело, забирая с собой все имеющиеся привычки человека, которые были у него при жизни, страсти, привязанности, а также хорошие и плохие поступки. Душа не имеет способности забывать и должна получить награду или наказание за совершенные деяния в период жизни человека.

В сороковой день она проходит самое трудное испытание , так как перед переходом за грань земной жизни сполна отчитывается за прожитые дни. Необходимо понять, что делают на 40 дней после смерти.

Что происходит на сороковой день с душой

До наступления сорокового дня душа не покидает мест своего обитания, так как не может получить должного понимания, что ей делать без физической оболочки.

На 3-й или 4-й день она постепенно начинает приходить в новое состояние и может отпустить свое тело и гулять по окрестностям около родного дома.

На 40-й день или в ближайшие дни после этого душа в последний раз может спуститься на землю, чтобы посетить любимые места и навсегда проститься с ними. Многие люди, потерявшие своих близких, рассказывали, что видели сны о том, как их усопший родственник приходил прощаться и говорил, что уходит навсегда.

Важно понимать, что нельзя после смерти человека громко рыдать и, более того, закатывать истерики, ведь душа все будет слышать и станет испытывать вместе с этим непреодолимые мученья. Поэтому лучше всего в тяжелые моменты скорби прибегнуть к молитвам или читать Священное Писание.

Что делают на сороковой день после смерти

На 40-й день родные усопшего должны посетить церковь. Важно, чтобы пришедшие люди в храм были крещеные, как и усопший, о котором следует подать записку «Об упокоении».

Также в этот день нужно придерживаться следующих правил церковного поминовения:

Важно в этот день посетить кладбище и принести ушедшему из жизни человеку цветы и лампадки . В каждом букете, который будет положен на его могилу, количество цветов должно быть четным, при этом неважно искусственные это цветы или живые.

В православии на сороковой день необходимо перебрать все вещи усопшего и отнести их в церковь или раздать нуждающимся людям. Проведение такого ритуала считается добрым деянием, которое поможет усопшему и зачтется при принятии решения об участи его души. Родным можно оставить себе вещи, которые будут ценны, как память. Выбрасывать вещи нельзя.

Чем больше в 40-й день прозвучит добрых слов и искренних молитв о душе усопшего, тем лучше будет скорбящим о нем и самому покойному, поэтому немаловажным мероприятием является поминальный обед, на который родственники умершего человека приглашают близких друзей и знакомых покойного.

Важно отметить, что допускается проводить поминки раньше или позже точной даты, приходящейся на 40 дней. Священнослужители объясняют это тем, что жизнь сама по себе непредсказуема и часто люди не имеют возможности провести запланированные события, поэтому несоответствие даты не считается грехом. Однако запрещается переносить поминовение на кладбище или на панихиде.

Как правильно поминать усопших

Есть предположения о том, что происходит на 40 день с душой: душа покойного возвращается домой и по истечении суток навсегда уходит. Поэтому христиане считают, что если не провожать ее и не делать «проводы», то она будет вечно мучиться. Именно поэтому данному мероприятию уделяется особое внимание. Возникает много противоречивых мнений о том, как поминать на 40 день.

Тем не менее существует ряд определенных правил, которых необходимо придерживаться:

Что готовят на поминальный обед

В поминальный день организация обеда также обязательна, как чтение молитв за умершего человека. Цель этого обеда - вспомнить усопшего и помочь в упокоении его души. В данном случае пища не является главной составляющей на поминках, поэтому не нужно готовить шикарные блюда и кормить собравшихся людей деликатесами.

При составлении меню необходимо придерживаться нескольких важных принципов:

Кого приглашать на поминки

На 40 день после смерти умершего на поминальный обед собираются его родственники и хорошие друзья , чтобы должным образом проводить усопшего и почтить его память, вспомнив светлые и значимые моменты из его жизни.

На поминки принято приглашать не только близких и родных людей умершего человека, но и его коллег, наставников и учеников. На самом деле не так важно кто придет на поминки, это могут быть и незнакомые люди родственникам усопшего, главное, чтобы каждый из них хорошо относился к покойному.

Как и что говорят на 40 дней

За поминальным столом принято вспоминать не только умершего человека, по поводу которого все собрались, но и других усопших родственников. А самого покойного необходимо представлять так, как будто он тоже находится на поминках.

Поминальная речь произносится стоя . По христианской традиции считается обязательным почтить усопшего минутой молчания. Рекомендуется назначить ведущего (хорошего друга семьи), который сможет контролировать свои эмоции и следить за тем, чтобы все в порядке очередности смогли сказать добрые слова об усопшем.

Ведущий должен заранее подготовить несколько фраз, чтобы разрядить обстановку в случае, если речь родственника вызовет слезы и сильные эмоции собравшихся людей. Подготовленными фразами ведущий также сможет отвлечь гостей, если речь того, кто говорит, прервется также из-за слез.

Находясь дома, перед поминками или после них, можно обратиться к Богу своими словами или прочитать молитву святому Уару о прошении свободы умершего от вечных мук.

В обязанности ведущего входит:

Не допускается вести разговоры о наследстве или болезнях членов семьи , а также о личной жизни присутствующих - это не то, что нужно говорить за поминальным столом. Поминки принято считать «подарком» для души усопшего, поэтому данное мероприятие не должно быть поводом оповестить знакомых и родственников о собственных проблемах в жизни.

Приметы и традиции

На Руси появилось огромное количество обычаев, которых придерживаются и в наши дни. Существуют различные приметы о том, что можно и нельзя делать до и после сорока дней.

Также существует немало суеверий, связанных с 40 днями после смерти близкого человека. Рассмотрим самые известные из них:

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Смерть близкого человека - это большое горе. Но, к сожалению, его не миновать. Если умер дорогой человек, то у близких появляется много вопросов. Где хоронить? Как правильно продумать меню? Столовая или кафе лучше подходят для проведения такого мероприятие? И это далеко не полный перечень вопросов. Мы сегодня поговорим именно о поминках.

Такая трапеза является не просто прием пищи, а обрядом, во время которого близкие вспоминают усопшего, его добрые дела. В ходе этого мероприятия люди читают молитву, обращенную к Богу. Они просят простить покойному все его прегрешения. Безусловно, что надлежащим образом должен быть продумать поминальный обед, меню которого нужно составить правильно. Чтобы вам было легче определиться с перечнем блюд, мы вам расскажем, что нужно готовить на это мероприятие и зачем.

Принципы поминального обеда

Сам обед должен быть простым. Его основная цель - поддерживать физические и душевные силы тех, кто пришел помянуть усопшего. Обязательно приготовлено все должно быть из свежих продуктов. Вот таким должен быть поминальный обед. Меню его может быть разнообразным. Здесь все зависит от традиций семьи, достатка, а также предпочтений людей, которые придут помянуть. Хотя, конечно же, традиционно не приглашают гостей, они сами приходят.

Поминальный обед - это не застолье, во время которого нужно пришедших накормить до отвала. Цель поминок - насытить гостей, поблагодарить их за участие, вспомнить усопшего, помолится за его душу. Здесь, как вы понимаете, главное - не еда, а люди - умершие и живые, которых объединило горе расставания.

Продумываем поминальный обед

Меню опишем немного позже, сейчас рассмотрим основные блюда, которые должны быть на этом обеде. Во-первых, (второй вариант - коливо). Что это такое? Это сваренная из зерен (риса, ячменя и другого), подслащенная медом и изюмом. Такое блюдо освящено на панихиде. Зерно тут является символом воскрешения души, а мед и изюм обозначают духовную сладость.

Что нужно?

Список продуктов невелик:

  • 0.5 килограмма риса;
  • 200 грамм кураги;
  • три ст. л. меда;
  • орехи (по желанию);
  • 200 грамм изюма;
  • 1 литры воды (для замачивания).

Как готовится блюдо? На ночь или на несколько часов зерна замочите в воде. Это необходимо для того, чтобы каша получилась рассыпчатой. Варить нужно до готовности. Ближе к концу добавьте мед, разведенный водой, а также изюм и курагу. Вот так и получается кутья.

Борщ

Это еще одно обязательно блюдо. На пять литров воды нам понадобится:

  • 700 грамм мяса на косточке (лучше всего говядины);
  • три картофелины;
  • две луковицы;
  • одна свекла (небольшая);
  • три помидора;
  • один перец болгарский (лучше всего использовать красный или зеленый);
  • одна капуста;
  • несколько горошин черного перца;
  • зелень;
  • соль.

Готовим борщ на поминальный обед

Для такого кушанья сначала готовится бульон из мяса на косточке (варится часа два). После чего туда нужно всыпать порезанный картофель. Затем возьмите сковороду, налейте в нее масло, поставьте на плиту, высыпьте туда нарезанный меленько лук. Через минуты три добавьте на сковороду морковь и свеклу (конечно же, тоже порезанные). Если так обрабатывать свеклу, то она сможет сохранить свой цвет.

Морковь же приобретет яркий, оранжевый оттенок. Овощи нужно томить на сковороде до того момента, пока они не станут мягкими. Помните, что морковь, лук и свекла сохраняют свой вкус и наибольшее количество витаминов, когда готовятся на сильном огне. Затем в бульон высыпаем содержимое сковороды, немного провариваем все, добавляем нашинкованную капусту, лавровый лист, несколько горошин черного перца, измельченные помидоры и сладкий перец.

Варим еще минут 15. Затем нужно попробовать блюдо и посолить. После чего можно выключать огонь и снимать борщ с плиты. Подавать блюдо нужно горячим, со сметаной. Можно посыпать зеленью.

Сладкое

Можно покупать пирожки, а можно испечь их самостоятельно. Мы предлагаем рецепт слоек с бананом. Что нужно?

  • упаковка готового теста (500 г);
  • бананы (грамм 200-300);
  • сахарная пудра (по вкусу).

Готовим сладкое на поминки

Возьмите готовое слоеное тесто. Дайте ему оттаять, затем раскатайте. Потом возьмите нож и прочертите им прямоугольники. На них выкладывайте банановую начинку (порезанный на небольшие кусочки плод). Затем соедините края теста так, чтобы начинка полностью оказалась в нем. Далее немного прищепите изделия. Выпекайте в заранее разогретой до 220 градусов духовке примерно пятнадцать минут. Изделия должны получиться подрумяненными. Готовые слоечки присыпьте сахарной пудрой.

Компот

Для приготовления можно использовать как свежие, так и мороженые фрукты. Компот не должен быть сладким или же чересчур кислым. Как готовить? Поставить на огонь пятилитровую кастрюлю с водой, дать ей закипеть, всыпать фрукты (примерно 1 литровая наполненная банка). Затем добавляем сахар (по вкусу) и варим до готовности (около часа).

Первый вариант меню на тридцать человек

Сейчас поговорим о том, каким должен быть поминальный обед. Меню после похорон может быть разным. Мы предлагаем свое:


Если вы будете проводить поминальный обед на год, меню такое вполне подойдет для этого мероприятия. Кутью, впрочем, можно убрать из списка. Она является обязательным блюдом лишь на поминках после похорон. А дальше - как пожелаете.

Второй вариант меню на 12 человек

Сейчас разберем примерное меню поминального обеда в кафе или дома (на сорок дней). Итак, список продуктов:

  • рыба жареная в кляре (килограмма два);
  • картофельное пюре (килограмма 2,5-3);
  • салат «Оливье» (килограмма два);
  • котлеты (штук 12, примерно 1,2 кг фарша);
  • бутерброды с красной рыбой или шпротами;
  • или картошкой (штук 12-15);
  • соленые огурцы и помидоры (примерно 1 кг);
  • 5 литров жидкости (вода + соки + компот)
  • конфеты и сладкие пирожки (по желанию).

Если вы планируете позже провести еще один поминальный обед, меню на полгода, к примеру, может быть таким же. Хотя, конечно же, можно подкорректировать список блюд по своему усмотрению.

Постный

Продумывая все, обратите внимание, не выпали ли поминки на пост. Если ответ положительный, то нужно скорректировать поминальный обед (меню). Постный набор блюд будет не только уместен. но даже необходим. Что подготовить на такие поминки? Как подкорректировать обычное меню, сделав его постным? Сейчас составим примерный список кушаний:

  • узвар;
  • постный борщ;
  • кутья;
  • постные пироги;
  • картошка с грибами;
  • капустные или морковные котлеты;
  • овощной салат (капуста, помидоры, огурцы);
  • винегрет.

Алкоголь

Мы детально описали, как правильно продумать поминальный обед, меню его мы тоже обговорили. Теперь затронем еще одну важную тему. «Какую?» - спросите вы. Стоит ли во время поминок употреблять алкоголь? На этот вопрос четкого ответа нет. Некоторые священники считают, что во время поминального обеда можно выпить немного красного вина. Церковь же осуждает употребление спиртных напитков во время такого обряда. Поэтому тут вы должны сами решить, нужен ли вам алкоголь на поминальном обеде или нет.

Заключение

Теперь вы знаете, как правильно сделать поминальный обед. Меню мы детально рассмотрели. Мы предложили вам пару вариантов примерных списков блюд для поминок. Надеемся, что наши советы помогли вам определиться с выбором кушанья на такой обед.