История самоваров на Руси. Русский самовар. Долгая история

Самовар

Самовар «Дулей гравированный». Паровая самоварная фабрика наследников П. Н. Фомина в Туле. (1898-1919 гг.)

Самова́р - устройство для кипячения воды и приготовления чая . Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров - керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.

Самовар является, в некотором роде, символом русского быта.

Классификация самоваров

Современная классификация самоваров подразумевает деление их на следующие типы:

  • электрический самовар (нагрев воды происходит при помощи нагревательного элемента);
  • жаровой самовар (синонимы: угольный, дровяной);
  • комбинированный.

В конце XIX в начале XX века появились новые типы самоваров:

  • Самовар «Паричко»;
  • Медные самовары с устройством трубы сбоку (Черниковых);
  • Керосиновый.

Керосиновые самовары выпускались только в Туле, фабрикой, основанной ещё в 1870 году.

История самовара

Приборы такого типа давно были известны в Китае , но они не служили для приготовления чая . Так, китайские и японские сосуды для кипячения воды («хо-го», «цибати») имели основные конструктивные признаки самовара: объединённые в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд. Издавна они известны в Иране . Остатки медного самовара были найдены в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен ?; ныне - Дубовка). По всей видимости, он был булгарского (домонгольского?) производства .

Устройства для подогревания напитков и еды Древнего Рима

Любопытны были различные устройства для подогревания напитков. одно из них, наиболее примечательное - аутепса - античный самовар. в высоком, похожем на кувшин сосуде имелось две емкости: одна для угля, другая для жидкости. через специальное боковое отверстие закладывался раскаленный уголь, жидкость же наливалась и выливалась при помощи черпака - крана у аутепса не было. в жару, кстати, вместо угля сосуд наполнялся привозимым в город льдом, и жидкость таким образом охлаждалась.

Существовал и более совершенный «самовар». в средней его части была устроена полость для угля с решеткой внизу для удаления золы и доступа.воздуха. между этой полостью и наружными стенками находилась жидкость. приоткрыв крышку, можно увидеть обе емкости - среднюю для угля и периметральную для жидкости. через специальное уширение сбоку «самовар» заполнялся, здесь же выпускался пар.

Приспособления для подогрева пищи напоминали жаровню: это были ящики с полыми стенками, внутрь закладывались угли, а в полость наливалась жидкость. такое устройство соединено было с сосудами, установленными на дне.

В России

Первоначальной родиной русского самовара в России является Урал. До сих пор можно встретить в различных источниках повторение старой легенды, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. О появлении первых документально зафиксированных самоваров в России (в Туле) известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди .

Предвоенные годы

Послевоенные годы

В парк-отеле «Грумант» Щекинского района Тульской области экспонируется частная коллекция самоваров (различных эпох, фабрик и географии) Михаила Борщева. В коллекции свыше 500 экспонатов.

С середины 1990-х массово выходят из употребления электрические самовары, которые вытеснены дешёвыми бытовыми электрочайниками с функцией автоматического выключения после закипания воды, в основном китайского производства.

Устройство самовара

Детали самовара

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.

Каждый самовар состоит из нижеперечисленных частей:

  • Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
  • Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли)
  • Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
  • Шейка (низ самовара)
  • Поддон (основание самовара)
  • Ручки
  • Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)
  • Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений)
  • Донышко
  • Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды)
  • Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек)
  • Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой)
  • Тушилка (колпачок, чтобы закрывать кувшин)

Итак, самовар - это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и естественным образом поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В деревенских избах труба самовара соединялась с помощью г-образной трубы с дымоходом, которая обеспечивала тягу. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки, или с помощью сапога, так называемым «крестьянским способом», который одевался на трубу самовара. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай.

Самовар в литературе

На почтовых марках

Самовары в Иране

В самоварной культуре существуют аналоги в Иране, и эмигранты повсюду ее сохраняют. В Иране самовары используются, как минимум, уже два века, а электрические, газовые или на жидком топливе (нефтяное топливо) все еще повсеместно распространены. Самовар в персидском произносится как samāvar (سماور) Иранские мастера использовали элементы персидского искусства в производстве самоваров. Иранский город Боруджерд был основным центром производства, а несколько мастерских все еще выпускают самовары вручную. При производстве боруджерских самоваров используется немецкое серебро и элементы известного направления искусства Varsho-Sazi. Эти самовары являются типичными представителями иранского искусства, и часто экспозируются на выставках в иранских и зарубежных музеях.

Современное производство самоваров

Производство самоваров не остановилось полностью и продолжается во многих странах. Наиболее интересными образцами самоваров в данном плане являются зарубежные образцы, выпускаемые компанией Beem в Германии, производителя бытовой техники исключительно для внутреннего немецкого рынка (хотя и с возможностью доставки по всему миру, включая Россию), в самоварах которого учтены последние технологии бытовой нагревательной электротехники как: скрытый нагревательный элемент, защита от перегрева или сухого кипячения с автовыключением, термостат поддержания постоянной индивидуальной температуры, технология против конденсации пара на корпусе, фильтры от накипи и функция энергосбережения во время простоя. Производитель снабжает покупателей заварочным чайником к каждому самовару, включая сито для чая и в определенных моделях подложку для сбора капель выпускного крана.

Фотографии

См. также

  • Коллекция самоваров Лобанова

Примечания

Ссылки

Самовар не мог появиться ни в какой другой стране. Есть в Китае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе.

Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло.

И сам самовар не мог появиться ни в какой другой стране. Есть в Китае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай.

Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.

В XIX веке самовар "расселяется" в С-Петербурге, Москве, во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях. Как бы там ни было, но уже два столетия самовар и Тула неотделимы друг от друга.

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.

Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.

Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же... ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар... В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой "в Тулу с собственным самоваром".

О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время, построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди.

Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал ее составляет 3000 рублей, доход - до 1500 рублей. Немалые деньги. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Сколько радости доставили они людям! Но прошло столетие - и заросли травой могилы фабрикантов, забыты имена их подмастерьев. Отшумели, не поют уже своих вечерних песен первые самовары, прославившие Тулу. Они тихо грустят вдали от родины, в музеях Бухары, Москвы, С-Петербурга, Калуги. Впрочем, и Тульский музей самоваров может похвастаться старейшим самоваром Лисицыных.

Между тем, самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики.

В 1785 году открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 году - Ф. М. Попова, в 1796-м - Михаила Медведева.

В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 году открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 году - Андрея Курашева, в 1815 году - Егора Черникова, в 1820 году - Степана Киселева.

Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000 - 1200 штук в год, и получили высокую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни - 64 рубля за пуд, из красной меди - 90 рублей за пуд.

В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына - 320 штук, братьев Черниковых - 600 штук, Курашева - 200 штук, мещанина Маликова - 105 штук, оружейников Минаева - 128 штук и Чигинского - 318 штук.

В 1829 году на первой публичной выставке российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге самовары мастера Маликова завоевали малую серебряную медаль.

В 1840 году за высокое качество самовары Ломовых, одними из первых, имели право носить государственный российский герб как высшую награду.

В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых - по семи тысяч штук каждая.

Что за причина столь быстрого развития самоварного промысла? Месторождения железных руд, выгодное географическое местоположение и близость к Москве. И еще одно очень важное обстоятельство. Ни один район не имел стольких мастеров по металлу, как Тула.

Пополнялись ряды рабочих в самоварном производстве и за счет отходничества, которым промышляла значительная часть крестьянского населения губернии.

Во второй половине XIX века по производству самоваров Тула занимала одно из первых мест в России.

В 1890 году в Туле и губернии действовало 77 фабрик с количеством рабочих 1362, из них в Туле -74 фабрики. На каждой работали от трех до 127 человек. В Тульском уезде - четыре фабрики с количеством рабочих от четырех до 40.

Самое большое количество фабрик Тулы, а их было 50, приходилось на Заречье, там жили и работали оружейники.

Уже в то время о самоваре складывались пословицы ("Самовар кипит - уходить не велит", "Где есть чай, там под елью рай"), песни, стихотворения.

Газета "Тульские губернские ведомости" за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: "Самовар - Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника..."

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.

Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.

При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей. Чем тяжелее самовар, тем дороже.

Немало творческой фантазии вкладывали мастера в отдельные детали, приобретавшие сказочные формы. Таковы, например, самовары из мельхиора, самовар с ручками в виде дракона, с виноградными лозами и другие.

Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково.

Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки.

Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.

Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: "Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.

Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку".

До недавнего времени Николай Григорьевич хранил набор инструментов, которые ныне передал в музей.

Инвентарь самоварщика переходил от отца к сыну, а по мере изнашивания заменялся новым. Сумма для приобретения набора инструментов подвергалась большому колебанию в зависимости от избранной мастером специальности в производстве. Например, комплект рабочего-наводильщика стоил 60 рублей. В комплект входило несколько кобылин, стойна, напильники, ножницы, формы для разгранки фасона, гнедки и молотки.

Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди -50- 63% и цинка -37-50%), томпак (сплав меди -85-90% и цинка -10-15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди -50- 60%, цинка -19-39% и никеля -13-18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных (из сплава меди -50-63% и цинка -37-50%). Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25-30 рублей штука, в зависимости от отделки. Но основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди.

Сложен и многообразен процесс изготовления "тульского чуда", который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:

Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.

Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

Токарь - точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.

Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.

Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.

На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей - по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.

Самовары и детали к ним изготовлялись не только в Туле, но и в окрестных селах в радиусе примерно 40 км от города. Так, население деревень Нижние Присады, Хрущево, Банино, Осиновая Гора, Барсуки, Маслово, Михалкове Тульского уезда и деревень Изволь, Торчково, Скороварово и Глинища Алексинского уезда из поколения в поколение специализировалось на самоварном промысле. Изготовляя стенки самовара, мастер получал сырье от фабриканта по весу, по весу же сдавался и самовар. Работа велась в жилых избах круглый год за исключением летнего времени, когда начинались полевые работы. Занимались самоварным ремеслом и целыми семьями, и в одиночку. У каждого самоварщика для изготовления стенки самовара был свой фасон. Круги, конфорки, поддоны, заглушки и шейки чаще всего изготовляли литыми - это делали кустари-литейщики из остатков меди и стреляных патронов. Всего же таким производством было занято 4-5 тысяч кустарей и ряд медно-литейных заводов. Наивысший подъем самоварного производства в Туле приходится на 1880-е годы. В связи с развитием капитализма самоварные фабрики возникали в форме капиталистической мануфактуры с вольнонаемными рабочими.

Выделяются крупные самоварные фабриканты, "самоварные короли" - Ломовы, Баташевы, Тейле, Ваныкины, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью.

В конце XIX века в Туле существовало более 10 фабрик однофамильцев Баташевых. Самая ранняя из них основана И. Г. Баташевым в 1825 году, а самая крупная фабрика В. С. Баташева - возникла в 1840 году. В 1898 году утвержден устав "Товарищества паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле". Новая фабрика была выстроена в конце XIX века в Туле на Грязевской улице (теперь улица Лейтейзена, дом № 12). Это была первая паровая самоварная фабрика в России.

В начале XX века фабрика наследников В. С. Баташева выпускала 54 различных фасона самоваров. Самовары фабрики Баташевых особенно ценились.

Прославленные баташевские самовары, лучшие по качеству и отделке, быстро раскупались, принося большой доход фабриканту. Ни одна русская выставка в России и за границей не обходилась без тульского самовара, без продукции фабрики Баташева.

Желающие участвовать в выставках должны были представить несколькими образцами все разновидности своих изделий. Фабриканты, которые примут участие в выставках, должны на случай получения наград снабдить свои самовары фабричными клеймами.

Выставки были разные: ярмарочные, которые устраивались ежегодно с 15 июля по 25 августа, губернские, уездные, частные и отраслевые: художественные, промышленные, художественно-промышленные, сельскохозяйственные и специализированные, которые, как правило, устраивались в разных городах ежегодно. Были выставки всероссийские (они проходили приблизительно через 10 лет в больших городах, таких, как Москва, Петербург, Новгород) и всемирные.

За лучшую представленную продукцию на выставках фабриканты получали награды.

Награды удовлетворяли самолюбие и тщеславие фабриканта, а образцы медалей клеймили на самовары для популяризации продукции. Самые распространенные награды были с сельскохозяйственных выставок, так как здесь почти все изделия, представленные на обозрение, получали награды, а вот награды на всероссийских и всемирных выставках выдавались реже. Для участия в этих выставках требовалось очень много условий и прежде всего, самое высокое качество предметов и степень художественного выполнения. На всероссийских выставках предусматривалось и то, чтобы материал, из которого изготавливался предмет, был русским и рабочие тоже были русского происхождения, учитывалось техническое устройство фабрики и красота здания.

Высшей наградой на всероссийских выставках считался государственный герб, утвержденный министерством финансов за лучшие фабричные изделия. На Всероссийской Нижегородской выставке в 1896 году за производство самоваров наследники Баташева получили эту высшую награду. Оттиск герба и других наград можно увидеть на рекламах и самоварах наследников В. С. Баташева и других фабрикантов.

На художественно-промышленных выставках за самовары наследники В. С. Баташева получили три награды: "Гран-при" в 1903-1904 годах в Петербурге на международной художественно-промышленной выставке, в 1904 году на международной выставке в Париже и в 1911 году в Турине, три почетных диплома и более 20 других наград.

В фондах Тульского музея самоваров насчитывается большая коллекция разнообразных фасонов самоваров фабрики В. С. Баташева и его наследников. Среди них самовар красной меди 1870 года - флорентийская ваза, томпаковый овально-лощатый, уникальная коллекция сувенирных самоваров, которые были изготовлены в подарок царской семье в 1909 году. Самоварчики выполнены с большим искусством в форме ваз греческой, рококо, зеркальной, византийской рюмки и гладкого шара. Самовары эти емкостью 200 граммов, действующие, изготовлены в подарок детям царя Николая II: четырем дочерям и сыну.

В течении столетий менялись фасоны самоваров. К концу XIX века их число доходило до 165. При такой разнотипности процесс производства полностью механизировать невозможно. Поэтому почти неизменными были орудия труда: кобылины в виде железных брусьев с утолщением на концах для ковки стенки самовара, весом до двух пудов каждая; стойла или вертикальная кобылина для ковки гладких самоваров, для закругления на самоварах; гнедки для разгранки самоваров; паяльники для спайки кувшина с корпусом самовара; ножницы для резки металла; наковальни; наборы молотков; штемпеля для клеймения самоваров; железные формы для формирования самоваров.

По ведомости оборудования и рабочей силы самоварной фабрики братьев Баташевых за 1883 год можно судить о размахе их предприятия: молотков -500; горнов -20; мехов -20; кобылин -300; тисков -250; подпилков -400; паровая машина - одна; ножниц -100; клещей -50; токарных станков -42; резцов -40; мастеров -125; подмастерьев -100; учеников -30; поденщиков -45. За год на фабрике было изготовлено 6000 штук самоваров на сумму 42 000 рублей.

Во второй половине XIX века Тула по производству самоваров занимает первое место в России. В 1890 году в губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек.

Для большей рекламы крупные фабриканты выпускают прейскуранты, каталоги, плакаты. В одном из плакатов Н. И. Баташева мы читаем: "Из всех существующих фирм Баташевых фирма "Наследник Н. Г. Баташева - Н. И. Баташев" является первой и старейшей в России и существует с 1825 г. Благодаря высокому качеству вырабатываемых фабрикой самоваров наша фирма издавна пользовалась наилучшей репутацией и тем самым добилась того, что самовары с клеймом "Баташев" стали требоваться не только в России, но и за границей. Видя такой успех самоваров нашей фирмы, в Туле появились как крупные, так и мелкие кустари, которые, пользуясь сходством фамилии с нашей фирмой, начали подделывать и подражать нашим клеймам и тем самым вводить покупателей в заблуждение. Не имея возможности бороться с этим злом и желая оградить нашу фирму от возможных подражателей и подделок наших конкурентов, мы заявили Министерству торговли и промышленности помещенную на сем этикете фабричную марку с обозначением на оной "1825 год". Только наша фирма существует с 1825 года, и никто из конкурентов не может подражать и подделывать это клеймо. За высокое качество изделий основатель фирмы был высочайше награжден в 1850 году государственным гербом и в 1855 году званием "Фабрикант двора его императорского величества". Следуя заветам основателя, фирма продолжит неустанно заботиться о том, чтобы ее самовары по-прежнему превосходили бы качеством изделия всех конкурентов. Поэтому обращайте внимание на фабричную марку с изображением на оной "1825 год", с этим клеймом самовары только нашей старейшей в России самоварной фабрики".

В конце XIX века крупными конкурентами Баташевых были И. Ф. Капырзин и его наследники, братья Шемарины, Воронцовы и другие.

Самоварная фабрика И. Капырзина была основана в 1860 году. К началу XX века на паровой самоварной фабрике наследников И. Ф. Капырзина выпускалось около 100 фасонов самоваров емкостью от 2 до 80 литров. Среди них самовары спиртовые, магазинные, дорожные разборные, варительные - типа "кухня".

С 1887 года работает фабрика братьев Шемариных. В 1899 году с целью большего обогащения братья Шемарины заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. Они сбывали самовары в разные города России и являлись поставщиками двора его величества шаха персидского.

Братья Шемарины были участниками Всемирной выставки в Париже в 1889 году, за самовары удостоены Большой серебряной медали, в 1901 году в Глазго награждены почетным дипломом. К началу XX века фабрика становится крупнейшей в городе по объему продукции и количеству рабочих, она занимает второе место после фабрики наследников В. С. Баташева. На фабрике в 1913 году работали 740 человек. Ежедневно выпускалось до 200 самоваров.

Наряду с крупными фабриками существовало множество мелких. Так, на фабрике Василия Гудкова, основанной в 1878 году, работали семь человек. На фабрике Тимофея Пучкова в 1879 году работали 14 человек, вырабатывала фабрика 100 самоваров на сумму 6500 рублей серебром в год.

При ручной сборке в день собирали пять-шесть штук обычных самоваров.

Крупные фабриканты закупали сырье в Москве, Петербурге, на Нижегородской ярмарке, позднее на Кольчугинских меднопрокатных заводах, мелкие предприниматели - как правило, в Туле.

Чтобы быстрее реализовать свою продукцию, предприимчивые фабриканты нередко прибегали к различным приемам для украшения своих изделий. Так, экспонент, получая похвальный лист, на котором был изображен двуглавый орел, ставил на свои изделия громадного размера государственный герб. Получалось общее впечатление, что экспонент имеет награду - государственный герб. Были на самоварах и такого рода оттиски, которые отражали процесс производства самовара. Чем больше "наград", тем больше славы фабриканту.

Клейма, поставленные на самоваре, регистрировались Министерством торговли. Фабрикант, самовольно поставивший клеймо на самоваре, подвергался штрафу или заключению в тюрьму на срок от четырех до восьми месяцев. Подвергался наказанию и фабрикант, хранивший товар или продавший самовар с самовольно поставленным клеймом. Но в погоне за прибылью предприниматели продолжали совершать подделки. Возникали уголовные делами, в результате которых самовары с поддельными клеймами уничтожались, а владельцы подвергались штрафу.

С развитием самоварного производства происходило и техническое усовершенствование: ручной труд постепенно заменяется механическими двигателями, а в 80-е годы XIX века на крупных самоварных фабриках применяются нефтяные и паровые двигатели, осуществляется переход на штамповальное производство крышек, заглушек. Некоторые фабриканты пользовались услугами патронного завода, на котором имелись мощные прессы. К 1908 году четвертая часть всех тульских фабрик была оборудована механическими двигателями. Появление машин повысило качество и ускорило процесс работы, но условия труда мало изменились, в отдельных цехах воздух стал более загрязненным, к запаху ядовитых химикатов, применявшихся при чистке изделий, прибавились газы от двигателей внутреннего сгорания.

Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой, банкой. Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью и изяществом отличались самовары, предназначенные для массового потребителя. С 80-х годов XIX века самовары стали покрываться никелем. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края с Нижегородской ярмарки.

Между тем с середины XIX века чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией.

Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал в рабочую и крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома.

Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались дорожные самовары. Эти самовары необычны по форме, удобны в транспортировке (съемные ножки привинчивались шурупами, ручки прилегали к стенке). По форме они многогранные, кубические, иногда цилиндрические. В Туле во второй половине XIX века подобные самовары выпускали фабрики Пелагеи Гудковой и наследников Ивана Капырзина.

Во второй половине XIX - начале XX века многие самоварные детали, такие, как краны, душнички, шишки, можно было приобрести на складах, в магазинах как готовую для реализации продукцию. На кранах и других деталях самовара мы встречаем номера первый, второй, третий и т. д., обозначающие их размер. И сейчас подобные номера можно встретить на самоварах того периода.

В конце XIX - начале XX века появляются новые типы самоваров - керосиновый, самовар "Паричко" и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды.

Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 году фабрика прусского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашел большой спрос там, где был дешев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.

В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съемным кувшином - самовар "Паричко". Его изобрел инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе. Газета "Тульская молва" за 1908 год писала о самоварах "Паричко" как о выдающемся изобретении, как о хорошем подарке к празднику. Самовар, хранящийся в музее, имеет клеймо: "Самовар "Паричко". Единственное в мире производство паровой самоварной фабрики товарищества братьев Шахдат и К°".

Самовары, сделанные руками тульских мастеров - это подлинные произведения искусства, и мы вправе отнести их к предметам прикладного искусства.

По переписи 1912-1913 годов число самоварных фабрик в Туле равнялось 50, с ежегодным выпуском 660000 самоваров.

Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. Так, фабрика наследников В. С. Баташева была передана в ведение Тулпатронзавода. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик с центром производства на бывшей фабрике Баташевых.

Одним из крупных предприятий, основанных на базе самоварной фабрики Шемариных, стала фабрика им. В. И. Ленина, самовары которой считались лучшими в Туле. Она выпускала самовары с 1922 по 1931 год.

На фабрике работали 700 рабочих, были внедрены машины, коксовые горны, которые дали экономию древесного угля на 50%. Ручные работы постепенно механизировались. В январе 1925 года эта фабрика выпустила около 3000 самоваров.

Интересен самовар этой фабрики емкостью 50 литров с изображением герба РСФСР и надписью: "РСФСР ТГСНХ Тулторг, 1-я Тульская самоварная фабрика им. В. И. Ленина, 1923 г.". Однако, большая часть самоваров выпускалась артелями. Так, в деревне Скороварово Алексинского района появилась артель "Быстрота", в деревне Федоровка Ленинского района - "Самоварщик", в Нижних Присадах - "Устав", в селе Хрущеве - "Тульский самовар". В Туле работали артели "Прогресс", "Наше будущее", "Красный пахарь". Самовары артели "Наше будущее" в 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке были удостоены Диплома первой степени за отличную выработку, доброкачественную сборку и лучший фасон. На самоварах, выпущенных этой артелью, можно было прочитать клеймо: "Самоварная фабрика 1-ой кооперативной артели, удостоенная диплома I степени".

Расцвет производства самоваров в Туле после революции приходится на период НЭПа.

В годы Великой Отечественной войны все фабрики города были перепрофилированы на выпуск военной продукции и почти все были разрушены при защите города от наступавших немецко-фашистских войск под командованием Гудериана, которые так и не захватили Тулу.

После Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии тульского самоварного производства.

В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Завод "Штамп" единственный в городе стал выпускать самовары.

Далеко шагнула технология производства. Работа над усовершенствованием производства самоваров продолжается. Если раньше ручки самоваров клепали, то теперь это делается методом сварки, кран тоже сваривается с корпусом. Все детали самоваров изготавливаются из высококачественных материалов: латуни, чугуна, стали, пластмассы. Выполненные из латуни, в целях антикоррозийной защиты и придания декоративного вида, самовары подвергаются никелированию по внешней и лужению по внутренней поверхности. Гарантийный срок работы самовара - 10 лет.

Особого внимания заслуживают выставочные экземпляры самоваров.

Самовар "Дружба народов", выполненный в форме вазы. Его ручки сделаны в виде листьев винограда, на стенке - выпуклое изображение гербов союзных республик

В самоваре-сувенире "Избушка" (да-да, та самая, на курьих ножках) отлиты именно отлить, кронштейны, дракончики.

Самовар "Миру - мир". Корпус его - "земной шар", исчерченный параллелями и меридианами. На чем держится наша земля? На труде людском. У основания корпуса - мастеровые в фартуках, с молотками в руках. Тесно обнимают планету желтые колосья. А вершина всему - дети. Они стоят, крепко взявшись за руки, на самом верху. Великолепная работа!

На самоваре "Лесная быль" изображены борющиеся охотник и медведь.

На самоваре "600 лет Куликовской битве" изображены дружины русских воинов.

Самовар "Миру - мир" украшен пшеничными колосьями с дубовыми листьями.

Тульские самовары неоднократно награждались медалями на отечественных и международных выставках, и это свидетельствует о большой их популярности и у нас в стране и за рубежом.

В 1973-м и 1978 годах в Тульском областном краеведческом музее были организованы прошедшие с большим успехом выставки "Тульский самовар".

В 1979 году самовары из коллекции музея побывали на Национальной выставке в Лондоне, в 1983 году - в Париже и Риме на выставке "Русское чаепитие", в 56 странах мира известны Тульские самовары.

Машиностроительный завод "Штамп" имени Б.Л. Ванникова - ведущее предприятие страны по изготовлению самоваров. 28 видов электрических, жаровых самоваров выпускают на "Штампе", емкостью 1.5, 2, 3, 5, 7, 9 литров, а также буфетные - 45 литровые. Заводом освоено несколько новых видов самоваров.

Так с 1964 года выпускается самовар-сувенир "Ясная Поляна" емкостью 125 граммов, высотой 13 сантиметров. Это уменьшенная в 56 раз копия самовара Л. Н. Толстого, находящегося в музее-усадьбе великого писателя.

В 1977 году освоен новый вид самовара - комбинированный. Он представляет собой соединение жарового и электрического самовара, емкостью 5 литров. Его можно вскипятить и с помощью электричества, и древесным углем, лучиной. Хорош такой самовар и в квартире и на даче, на природе. С 1990 года на заводе освоена художественная роспись.

В настоящее время Машиностроительный завод "Штамп" переименован в Федеральный казенный завод "Штамп". Коллекция самоваров, которая раньше располагалась на заводе, теперь получила собственное здание, находящееся в центре города, у стен Тульского Кремля.

муниципальное образовательное учреждение

«Комсомольская средняя школа»

Николаевского района Волгоградской области

Проект

«Откуда к нам пришел самовар»

Составила: Тупикова Т.В., учитель начальных классов

первой категории

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Цель: Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.

Задачи:

2. Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта.

3.Изучить историю возникновения самовара, сохранение и укрепление семейных традиций.

3.Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности и активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.

Гипотеза: Самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии в доме.

Актуальность:

Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение,вообще-область прошлого, и как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Тип проекта:

Проект « Самовар» является информационно- творческим.

Срок реализации проекта:

Проект является краткосрочным – рассчитан на 3 месяца.

Участники проекта:

Учащиеся 4 класса, родители, учитель.

Этапы реализации проекта

1 этап

Подготовительный

Цель:

Создать у детей положительную мотивацию к работе над темой проекта. Выявить имеющиеся знания детей о самоваре, совместно с детьми спланировать деятельность по реализации проекта. Побудить интерес к совместной исследовательской деятельности о самоваре.

Методы и приёмы:

1.Опрос учащихся на тему: Что вы знаете о самоваре?

2. Создание творческих групп по подготовке материала для проекта.

3.Разработка идей и выбор лучшего решения по созданию проекта.

2 этап

Основной

Цель:

1.Познакомить детей с историей появления самовара в русской культуре и особенностями его строения.

2. Расширить представления детей о традициях русского чаепития через картины известных русских художников.

План

1.История возникновения самовара на Руси

2.Формы самовара и его устройство.

3. Семейная традиция чаепития в поэзии и картинах русских художников.

История возникновения самовара на Руси.

Самовар, самоварец, самоварчик"... - читаем мы у Даля. Так ласково звали его в прошлые времена. Когда-то на Руси ни один праздник, ни одно чаепитие не обходилось без пышущего жаром самовара. Он украшал быт и бедняков, и богачей, стоял в трактирах, его брали в дорогу. Самовар, такой же славный, как матушка-Русь, имеет интересную историю.

Точно неизвестно, когда именно в России появился самовар и кто его изготовил. Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами, а со временем на их основе стали изготавливать специальное устройство для приготовления традиционного русского напитка из меда с пряностями и специями – «сбитенник».

Самовар сбитенник

Эти приборы представляли собой некое подобие чайника, но с внутренней трубой и поддувалом . Именно «сбитенник» в итоге и стал прототипом русского самовара. Самовар является чисто русским изобретением и, в противоположность большинству изобретений, имеющим своего автора, нельзя указать, кто именно придумал самовар.

Первые самовары отличались от современных собратьев. Они были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские». Поскольку российский климат не жарок, то люди выпивали по несколько кружек чая, чтобы согреться. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. Всё это способствовало тому, что самовар занимал прочное место в жизни русского народа, несмотря на его весьма высокую стоимость .

Надо полагать, что самовар является результатом творчества многих лиц. С несомненностью можно установить, что первые самовары появились в Туле. Здесь же из года в год развивалось самоварное производство, а потому Тула с полным правом может считаться колыбелью этого производства. Еще в конце 18 столетия в Туле, на Штыковой улице, слесарь Лисицын открыл небольшую самоварную мастерскую, которая была первой в Туле и положила начало производству тульских самоваров фабричным путем . Подражателей Лисицыну нашлось много и к 1808 году в Туле имелось уже 8 самоварных фабрик, а в 1850 году их было уже 28 с годовым выпуском самоваров в 120000 штук. Самыми значительными из них были фабрики: Федуркина, Ломова, бр. Баташевых, Рудакова и много других.

Производство самовара – довольно трудоемкий процесс, в котором принимали участие рабочие многих специальностей: наводильщики, лудильщики, токари, слесари, сборщики, чистильщики. Мастера, которые обычно жили в деревнях, дома делали отдельные части самовара, а потом привозили их на завод, где другие работники собирали готовый самовар. Известны случаи, когда целые деревни и села занимались производством самоварных частей .

В конце XIX – начале XX в. появляется керосиновый самовар с резервуаром для топлива, тогда как его предшественники работали на древесном угле. Керосиновый самовар выпускала фабрика Тейле, расположенная в Туле. Особенно популярен был такой самовар на Кавказе, где этот вид топлива был дешевле.
В 1908 г. появился самовар «Паричко» со съемным кувшином. Он не мог испортиться, если при топке в него забывали налить воду, жидкость в нем дольше оставалась горячей. Для такого самовара подходили спирт, уголь и другие виды топлива. Производила эти устройства фабрика братьев Шахдат и К°. Свое название самовар получил от имени изобретателя – инженера А. Ю.Паричко.

Довоенный период, а именно-1913 год, соответствует наибольшему расцвету самоварного производства. По данным промышленной переписи 1912-13 года, число самоварных фабрик в Туле достигло 50, с ежегодным выпуском в 660000 штук самоваров. И если бы война не прервала хода развития промышленности, то самоварное производство продолжало бы, вероятно, развиваться, так как в конце 1913 г. и начале 1914 г. возникло еще несколько новых фабрик.

Война 1914-17 г. положила конец развитию самоварного дела, переведя производство самоварных фабрик, в силу военных требований, на изготовление предметов военного назначения.

Как шло производство на самоварных фабриках довоенного времени? Тогда 2/3 работы по производству самоваров делалось кустарями, которые не только обрабатывали самоварный полуфабрикат, но делали для мелких фабрик и готовые самовары, разделяя труд между собою, т. е., если одна группа кустарей обрабатывала полуфабрикат, то другая собирала из него готовые .

Таким образом, в довоенный период, самоварное производство в основном покоилось на кустаре - квартирнике, который эксплуатировался самым широким образом

. В 1956 г. появляются электрические самовары . Их выпускает тульский завод «Штамп». Затем здесь же выпускают самовары, работающие по комбинированному принципу: жаровые и электрические одновременно .

Самовар, ставший символом России, все реже встречается в наших домах и того реже используется. А ведь он собирал вместе за огромным столом наших бабушек и дедушек, мам и пап. Стоявший во главе стола, самовар дарил тепло, в нем томился горячий чай. Не в этом ли уют настоящего дома? Может, когда-либо забыв современные чайники, мы вернемся к самоварам и, как и наши предки, будем коротать зимние и летние вечера вокруг стола за старым добрым самоваром. Время покажет…

Форма самоваров и его устройство.

Видов самоваров насчитывалось огромное количество, каких только форм и размеров их ни выпускали. Однако только фабрика Баташева, продукция которой считалась самой качественной и красивой, изготовляла 54 формы самоваров. Конечно, далеко не все они получили признание.

Наиболее популярными видам самоваров были стандартные формы, такие как самовар-рюмка, самовар-банка . Их конструкция отличалась лаконичностью и изяществом,и к тому же, процесс их производства был предельно прост. Это были недорогие приборы, рассчитанные на массового потребителя. Их внешний вид, несмотря на различную внешнюю отделку, был неизменен на протяжении нескольких десятилетий. Чаще всего их покрывали никелем, а более дорогие варианты расписывались вручную (керамические самовары) и золотились.

Дорожные самовары были тоже востребованы. В отличие от домашних, они снабжались съемными ножками, которые можно было прикрутить шурупами. Формы самоваров были очень разнообразны: от куба до цилиндра. В начале двадцатого века появились новые самовары "Паричко", медные с боковой трубой, со съемным кувшином, самовары на керосине с емкостью для топлива..

Самыми востребованными видами самоваров были :

    Самовар-банка,

    Самовар-рюмка,

    Самовар-ваза,

    Самовар-желудь,

    Самовар-дуля,

    Самовар-репка,

    Самовар-яйцо,

    Самовар-пламя,

    Самовар-кувшин и т. д.

Объем самоваров мог быть различен: от поллитровой чашки до 20-литрового гиганта. В зависимости от назначения выделялись следующие виды самоваров :

    Самовары-кофейники,

    Самовары-кухни,

    Статические самовары,

    Дорожные самовары т.д.

В девятнадцатом веке самовар обзавелся модными чайными аксессуарами, такими как бульотка ( небольшая емкость на подставке со спиртовкой для поддержания воды в горячем состоянии).

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.

Каждый самовар состоит из следующих частей:

    Стенка - основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения.

    Кувшин - внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли.

    Круг - литое кольцо, которое находится на верхней части стенки.

    Шейка - низ самовара.

    Поддон - основание самовара.

    Ручки.

    Репеёк - фигурная пластина, которая прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран.

    Ветка - ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений.

    Донышко.

    Душничок - отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды.

    Подшишки - гвозди для прикрепления деревянных шишек.

    Конфорка - приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой.

    Заглушка - колпачок чтобы закрывать кувшин.

    Решётка - обеспечивает доступ воздуха, необходимого для горения топлива.

Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.


Самовар с топочной трубой

Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поет", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Итак, самовар - это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки .

Семейная традиция чаепития в поэзии и картинах русских художников.

Ночная прелюдия уютного летнего вечера, люди разбегаются по домам, чтобы развеять усталость и насладиться полуночной тишиной после сумбурного дня. Вечерний сад навевает легкую прохладу, незаметно и вкрадчиво заполняя дома ароматами зелени. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия…

Это частичка каждого из нас, воспетая литературными классиками. Медный блестящий самовар и по сей день живет в произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. Испокон веков, самовар, как старый добрый друг, привлекает своей теплотой и гостеприимством.

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой .
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает. Круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».

Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит - уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай» песни, стихотворения.

Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар - Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...

По мнению специалистов в области истории и искусствоведения создание древней русской традиции чаепития можно изучить по картинам известных русских художников . Например, в сюжетах картинах художника Кустодиева Б.М. традиция русского чаепития за самоваром встречается очень часто. В основном картины этого художника изображают провинциальную купеческую жизнь жителей России в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Для того, чтобы получить представления о том, как пили чай в купеческих и дворянских семьях, достаточно изучить картины знаменитого художника, такие как «Купчиха за чаем», написанную в 1918 году, «Московский трактир», которая написана в 1916 году, «На террасе» 1926 года написания. Эти картины безупречно отражают национальные традиции чаепития того времени, использующие самовары.

Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причем ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах русского народа.

3 этап

Заключительный

Цель:

Обобщить полученные детьми знания о самоваре, его появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире самовар объединяет близких людей и является другом семейного очага.

Результат проекта:

1 Презентация проекта для учащихся начальной школы.

2. Выпуск буклета на тему «От сбитенника к самовару»

3. Оформление стенда с работами учащихся.

4. Подведение результатов социологического опроса среди учащихся Комсомольской средней школы на тему: «Жив ли в вашем доме самовар?

Вывод:

Проект «Самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Дети вместе с родителями почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.

Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Некоторые из них:

Бударникова Виолетта (самовар из пластилина) Урузгалиева София(самовар из гороха)



Бударникова Виолетта (поделка) Ворона Александр(рисунок краска

Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.

September 15th, 2013

"… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа "
Александр Блок

Самовар- по определению В.И.Даля - ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри» . Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.

Самовары появились в тот период русской истории, когда в быту стала закрепляться новая для россиян культура - культура чаепития.

Чай попал в Россию в 1638г. под названием «китайская трава». Его привез сын боярский Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был буквально навязан довольно значительный запас чая - 64кг. При дворе Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился царю и боярам и после вошел в употребление. В 1679г. был заключен первый договор на поставку чая из Китая.

Первоначально чай пили как лекарство (от желудочных колик, например), но, заметив, что он обладает еще одним замечательным свойством - снимает усталость и повышает жизненный тонус, стали употреблять при завершении трапезы или как самостоятельный напиток.

Для приготовления кипятка и стали использовать вновь изобретенный предмет, самовар, с внутренним нагревательным элементом, трубой-жаровней.


Китайский самовар (хого) 火

Эта идея «самоварящего», то есть самонагревательного, сосуда, достаточно стара. В Китае, например, с давних пор пользуются предметом под названием «хо-го».

Он представляет собой круглый сосуд, отчасти похожий на кастрюлю, внутри которого находится труба-жаровня с колосниковой решеткой. Кастрюля опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги и ножки. Такой прибор использовали для приготовления пищи.


В Древнем Риме также использовалась идея внутреннего нагревателя (аутепса и каеда). Аuthepsa представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине ее клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котел. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран. Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.

Сaeda служила для приготовления горячего вина, а точнее смеси из вина, меда и воды. Внешний вид сосуда напоминал горшок на трех ножках. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.


Так что русский самовар явился продолжением в цепочки похожих приборов, но уже именно, как сосуд для приготовления кипятка к чаю.

В тридцатых годах XVIII века появляются пер-вые русские серебряные чайники для завари-вания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изго-товление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самова-ров и самоваров-«кухонь

Самой первой фабрикой, занявшейся самоварами была Верхне-Иргинская фабрика медных изделий купцов Осокиных. Ее основали двоюродные братья Петр и Гаврила Осокины из Балахны. Приказчиком у них работал нижегородец Родион Набатов, старообрядец, а другими работниками завода были сплошь земляки и единоверцы Набатова - беглые раскольники из Нижегородской губернии. Изделиями иргинского завода в основном была посуда: точеная - четвертины, кумганы, чайники, винокуренная - казаны и трубы. И кому-то из котельников (их было семеро, во главе с мастером Иваном Смирновым) пришла идея соединить котел с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года появился первый русский самовар.


СБИТЕННИК. XVIII в.

Предшественником чая в России был сбитень.

В древности называли его еще и «взваром», потому что варили и настаивали для его приготовления различные духовитые травы, которые собирались на лесных полянах и луговинах.

В сбитень добавляли мед для сладости и различные пряности. Изначально это был хмель, позже - привозные имбирь, корица, лавровый лист. Долгое время сбитень был конкурентом чаю из-за дороговизны последнего.

Торговцы горячем сбитнем обыкновенно составляли часть толпы во время любого народного гулянья или ярмарки.

Для удобства уличной торговли сбитнем послужил и самовар - уже в середине 18 века изготавливали круглые чайники на высоких ножках - сбитенники - внутри которых, как в самоваре находилась труба-жаровня, наполненная углями, для постоянного подогрева сбитня.

Обычно торговали сбитнем дюжие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила таскать в руке сбитенник, на плечах связки баранок (обычный компонент для угощения сбитнем), вокруг туловища - лубяной пояс для стаканов. Таких продавцов еще называли «ходебщик» - не стоял он на одном месте, а ходил-бродил по улицам, предлагая свой товар.
Во 2-й половине 19 столетия старинный самовар-сбитеник сменил самовар магазинный или «лавочный» .

Такие же ходебщики с горячим сбитнем или уже чаем (чай потеснил конкурента, так как стал относительно дешев, да и более скор в приготовлении) заполняли улицы в и площади в базарные или праздничные дни. Роль самовара для уличной торговли осталась прежней, а вот внешний вид изменился - теперь он выглядел как обычный самовар, с цилиндрической формы корпусом, краном и поддоном с ножками, но вот ручка только была необычной. Она была перекидной, в виде высокой дуги, с длинным валиком-держаком посередине.

Именно кран самоварный оказался более удобен в использовании, чем длинный носик сбитенника: если сбитенник наклоняли чуть сильнее, чем нужно, драгоценный напиток без пользы выливался на землю, ну а кран, как уж не клони самовар, надежно запирает жидкость.

Сбитень - любимы напиток простонародья, а вот в дворянских семействах, по примеру европейских бар, с удовольствием начали употреблять в 18 веке заморский кофе. Еще Петр I активно насаждал обычай пить «кофий» среди русских бояр, и труды его увенчались успехом - во времена Екатерины II с кофе начинался день во многих столичных семействах:

-А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью (Г.Державин)

В середине 18 века начали изготавливать самовары для варки кофе, так как удобнее и быстрее это делать было именно в «самоварящем» сосуде, не требующем большого количества ни топлива, ни времени.

кофейный самовар

Отличие кофейного самовара от обыкновенного состояло лишь во внешней форме - чуть сплющенный цилиндр корпуса и параллельные корпусу плоские ручки. К кофейному самовару прилагалась рамка с петлей, в которую подвешивали мешочек для кофейных зерен, предварительно смолотых.

Кофе, сбитень, чай - все это напитки, только в кипятке в каждом случае заваривают разные продукты: или сухой чай, или кофейные зерна, или душистые травы. Но самовар служил не только для кипячения воды. В конце 18 - начале 19 века в нем можно было варить и кашу! Появились так называемые «кухни» - самовары для приготовления пищи. Внутри самовара начали варить бульон, похлебку, кашу, делали это с помощью вес той же трубы-жаровни, которая изнутри нагревали воде до нужной температуры, а затем в самоварный корпус засыпали крупу, клали мясо, коренья, или картофель.

Многие самовары-«кухни» могли приготовить полный обед. Изнутри они делились на отсеки стеночками, у каждого отсека была отдельная крышка, к одному из отсеков приделывали кран, и одновременно готовили два блюда плюс кипяток для чая. Конечно, использовали такие чудо-печки только в дорожных условиях, когда на изысканность обеда не особенно обращали внимание.

На почтовых станциях и в придорожных трактирах тоже можно было встретить подобные кух ни.

Незаменимым средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России, был горячий чай. На почтовых станциях чаем угощали господ и ямщиков, самовары ставили в чистой половине и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, поднимал настроение.

Почтовые станции располагались в России на расстоянии примерно от 18 до 25 верст. Гостиницы и трактиры имелись при почтовых станциях первого и второго разрядов, которые строились в губернских и уездных городах. Небольшие населенные пункты имели станции 3-4 разрядов. Путешественники были вынуждены иметь при себе запасы провизии, так как на почтовых станциях нельзя было найти ничего, кроме помятого и нечищеного самовара.

"Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы для блохи
Заснуть минуты не дают.
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодных
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит.
"

(А.С.Пушкин)


дорожный погребец.

Для чайного и столового прибора предназначался погребец . Это был специальный ящик для посуды, чаще всего плетеный из лозы, но мог быть изготовлен из дерева, кожи и даже серебра (для особо знатных и состоятельных путешественников). В погребце было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки, столовые и чайные, чашки, чайники, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и прочее.

Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара . Дорожные самовары для удобства упаковки имели съемные ножки, иногда съемный кран, и вислые ручки на шарнирах. К тому же удобная форма корпуса (в виде коробки или цилиндра) позволяла не тратить время и нервы на укладку и упаковку такого предмета.


Многие ходили в трактиры именно для чаепития:


«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).

Такие же огромные самовары вывозились во время народных гуляний за город, и оборотистые трактирщики зарабатывали немалые деньги таким образом: кто же откажется попить чайку на свежем воздухе, наслаждаясь и вкусным напитком и отличной погодой одновременно.

За чаепитием в трактирах обсуждались новости, решались важные вопросы, заключались договора.


Еще одна разновидность самовара (относительно размера) - это самовары небольшого объема, до 1,5 литров. У них много названий: «солитер», «тет-а-тет», «эгоист», «отрада холостяка», «миниатюра» , но это не видовое обозначение, а только определение, принятое в той или иной части общества. Так, небольшие самовары называли французским словом «солитер» в значении «одиночный, единственный» или «тет-а-тет» в значении «на две персоны», но определенные размеры не были закреплены ни за одним значением, так как все это были обиходные название, принятые в «высшем свете».

Потребители попроще те же самовары называли «эгоисты» или «отрада холостяка», в прейскурантах некоторых самоварных фабрик небольшие самовары помещали в разделах «миниатюры».


Высота самовара 23 см, ширина 11 см.
Единственное стойкое название подобных изделий, употребляемое тульскими фабрикантами практически всегда - это самовары «детские» (для самоваров от 16 до 32 сантиметров высотой) и еще «детские игрушечные» (для самоваров от 10 до 16 сантиметров высотой). Но определение «игрушечный» не означало, что предмет только имитирует настоящий самовар. Это тоже были самые настоящие жаровые самоварчики, только небольших объемов (на 50-100г воды), а топливом для них могли служить щепки и лучинки. Играя в куклы. Девочка могла и по-настоящему растопить самоварчик, устроить кукольное чаепитие и поучиться всем премудростям ведения чайного стола, столь необходимые ей в будущем.

В XVIII веке в домах европейских и русских вельмож на парадных обеденных столах мож-но было видеть фонтаны, этакие «самовары наоборот». Фонтаны использовались для ох-лаждения вина: в центре фонтана также про-ходила труба, но вместо углей наполняли ее льдом. Вокруг в свободное пространство на-ливали вино.

Самовар - это именно русское изобретение, отражающее русские традиции чаепития, соответствующий именно русскому образу жизни.

И нигде, никогда, ни у какого народа этот предмет утвари не пользовался таким особым почитанием и уважением как в России. Ни один из известных самоварящих сосудов не был наполнен таким колоритом и одухотворенностью, только в России у самовара был своеобразный культ. В каждом доме, в каждой семье у самовара было особенное положение: лучшее место в комнате отводили сияющему самовару, на чайном столе он занимал центральное место. С уважением его называли «друг семьи» и «генерал стола». И только в России стал он неотъемлемой частью истории народа, его культуры и быта.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.
Многие считают, что самовар – истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена. Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала. Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар.
Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.
Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.
Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.
В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай.
Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.
Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами.
Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, но назвать точную дату и место, где появился первый самовар, невозможно. Однако доподлинно известно, что к концу XVIII века принципы работы и само устройство самовара уже сформировались окончательно, причем до сих пор остаются неизменными.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.
Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве А. Шмаковым. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших более 150 фасонов «чайных машин».


Внешне первые самовары все же несколько отличались от современных. В то время они предназначались в основном для пользования в походных условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съемные ножки. Наиболее распространенный объем самоваров был 3-8 литров, хотя выпускались и более объемные для большого количества людей, в 12-15 литров. В связи с тем, что на большей части территории России климат довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. Все это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа, даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость. Между прочим, стоимость самовара определялась в зависимости от его веса, то есть, чем тяжелее был самовар, тем он стоил дороже.
Изготовление самовара - процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.
Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни.
Со временем различных фабрик, выпускающих самовары, стало настолько много, что для того, чтобы определить производителя, на крышках самоваров стали проставлять клеймо, соответствующее каждой фабрике. Оно было чем-то вроде товарного знака, по которому можно было узнать производителя.

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.
Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.
При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей.


Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.
Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: «Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.
Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку».


Сложен и многообразен процесс изготовления «тульского чуда», который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.
Токарь - точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.
Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.
Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.
Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.
Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.
На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей - по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.


Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».
Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.
Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.
Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».
Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит - уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай»), песни, стихотворения.
Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар - Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...»


История русского самовара не слишком длинна – около двух с половиной столетий. Но сегодня самовар – неотъемлемая часть русского чаепития. Образцы русских самоваров можно встретить на антикварном рынке. Цена таких самоваров зависит, конечно же, от известности фирмы или мастера, от сохранности образца, от материала изделия. Цены коллекционных самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары – самовары фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.
Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою.
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал...